РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Воробьева Наталья Евгеньевна
МБОУ «СОШ №9»
Ступинского муниципального района

ГБОУ ВПО МО «Академии социального управления»
Россия, e-mail: vorobjeva-n@yandex.ru

Научный руководитель:
д.пед.н., проф. Т.Б. Захарова 

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования делается акцент на системно-деятельностный подход в обучении, который предполагает гарантированность достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.

Системно-деятельностный подход в науке базируется на исследованиях А.Г.Асмолова, который говорит о нацеленности  на результат как системообразующем факторе деятельности[1,с.18], А.Н.Леонтьева, подчеркивающего, что деятельность – особая целостность,  включающая различные компоненты: мотивы, цели, действия и  рассматривать их нельзя порознь, они образуют систему [2,с.50],  П.К.Анохина и Н.А.Бернштейна, которые приходят к выводу, что достижение результата возможно при наличии обратной связи, А.В.Хуторского, который считает, что в каждом типе обучения можно выделить какие-либо  деятельности, которые задаются, организуются и реализуются с помощью той или иной системы[3]. На основании высказываний  исследователей, можно сделать вывод, что системно-деятельностный подход определяется результативностью деятельности как целенаправленной системы.

Анализ методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения ФГОС, позволяет выявить особенности системно-деятельностного подхода: представлять новый материал необходимо  через развертывание последовательности учебных задач, создавая модели изучаемых процессов, используя различные источники информации, в том числе сеть Интернет.

А.Г.Асмолов рассматривая системно-деятельностный подход, подчеркивает его нацеленность на развитие личности, выделяет основные положения системно–деятельностного подхода:

  • деятельность – это нацеленная на результат система;
  • результат учебной деятельности может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь;
  • деятельность как система обязывает выстраивать педагогическую деятельность, основываясь на выделении психолого–возрастных индивидуальных особенностей развития личности ребенка и присущих этим особенностям формы деятельности.

Задача учителя, в рамках системно-деятельностного подхода, научить школьника целенаправленно организовывать свою деятельность, помочь ему сформировать навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, сделать обучение мотивированным. Знания учащихся должны быть результатом их собственных поисков, а учителю, управляя учащимися,  необходимо организовать эти поиски, развивать их познавательную деятельность.

Практически любая деятельность школьника на уроках информатики представляет собой разновидность информационных процессов. Исследователи (Морковина Э.Ф.[4,с.45], Павленко Е.Н.[5,с.29]) определяют способность личности участвовать в различных информационных процессах и  активно влиять на этот процесс исследователи как информационную компетентность. Информационная компетентность с философской позиции  рассматривается как владение научным знанием о закономерностях процесса обработки и преобразования информации, её распределения и передачи. С.Д.Каракозов [6,с.50] рассматривает информационную компетентность как возможность гражданина информационного общества обеспечить себе:

— свободный доступ к информации, не являющейся тайной; способность опубликовать и разгласить собственную информацию, обеспечить себе право свободного выбора источника информации, провайдера, формата, стандарта, программы и технологии работы с информацией;

— реализовать доступные в обществе возможности относительно производства, передачи, распространения, использования, копирования, уничтожения любой свободно распространяемой информации, включая и его собственную информацию.

Ученые (Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. и др.) говорят о том, что формирование ИКТ-компетентности является одним из обязательных условий достижения образовательных целей XXI века[7,с.43]. Многие аспекты данной проблемы рассмотрены в работах Захаровой Т.Б. и Захарова А.С. [8,с.3;9,с.18;11,с.87;12,с.7;13,с.24;14,с.429].

Информационная компетентность динамична, она предполагает функционирование, постоянное изменение и развитие. Развитие информационной компетентности происходит в результате того, что школьник проявляет интерес к тем или иным проблемам, которые построены на некоторой информации, захватывают своей необычностью и новизной, заставляют думать и действовать. Системно-деятельностный подход обеспечивает системность представления учебного материала, активную деятельность школьников,  позволяет эффективно организовать педагогическое управление процессом развития информационной компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – с.18-22.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельностью Сознание. Личность. – М., 1975. – с. 104.
  3. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 29.03.2012 г. –  http://eidos-institute.ru/journal/2012/0329.htm (дата обращения 16.02.2015)
  4. Морковина Э.Ф. Развитие информационной компетентности студента в образовательном процессе: дисс.исслед.канд.пед.наук. – Оренбург: ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический унивеситет», 2005, с.210
  5. Павленко Е.Н. Формирование информационных компетенций на уроках информатики//Информатика и образование. – М.: 2014г., №6,с.29-30
  6. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей терии культуры личности/С.Д.Карагозов//Педагогическая информатика.-2000.-№3,с.41-55.
  7. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие – М.:Изд-во «НексПринт»,2010,c.84
  8. Захарова Т.Б., Захаров А.С. Основные направления повышения квалификации школьных учителей в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. // Стандарты и мониторинг в образовании, 2012 — №4,с.3-10
  9. Захарова Т.Б., Совершенствование методической подготовки учителей информатики в свете требований ФГОС общего образования. // Информатика и образование, 2014. — №5, с.17-22
  10. Захарова Т.Б., Захаров А.С. Возможности современной информационной образовательной среды. / Сборник научных трудов «Совершенствование подготовки по математике и информатике в школе и вузе» — М.: МПГУ, 2013.
  11. Захарова Т.Б., Захаров А.С. Подготовка педагогов к созданию и развитию современной информационной образовательной среды. // Информатика и образование, 2012. — №5,с.85-89
  12. Захарова Т.Б., Самылкина Н.Н. Программы методической подготовки бакалавров по профилю «Информатика» с учетом требований ФГОС ВПО третьего поколения. — М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2012,с.6-8
  13. Захаров А.С. Организация современной информационно-образовательной среды как необходимое условие реализации требований ФГОС. // Информатика и образование, 2014. — №5,с.23-27
  14. Захаров А.С. Развитие информационной образовательной среды. / Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе // Материалы II Международной научной конференции 2-4 октября 2014 г., ФГБОУ ВПО МПГУ // Под ред.А.Л.Семенова, Л.И.Боженковой — М.: ФГБОУ ВПО МПГУ, 2014, с.428-431

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Наталья Евгеньевна! Действительно, развитие информационной комптентности школьников является важной задачей современного общего образования. Конечно, курс информатики вносит серьезный вклад в решение этой задачи. А как это организовать? И Вы совершенно правы, когда говорите о том, что нужно брать за основу системно-деятельностный подход. Жаль, что требования объема статьи не позволяют продемонстрировать практическую реализацию Ваших идей

А.В. Горячев

Наталья Евгеньевна, Вы пишете о развертывании «последовательности учебных задач» в процессе формирования информационной компетентности. Это очень интересно. Но не могли бы Вы привести примеры таких последовательностей учебных задач для формирования информационной компетентности, что быть лучше понять Ваши замыслы?
Заранее благодарен.

Сергей Дмитриевич Каракозов
Сергей Дмитриевич Каракозов

Уважаемая Наталья Евгеньевна! Признателен Вам за использование материалов моей статьи в Ваших исследованиях. К сожалению, в ссылку вкралась опечатка в повторное упоминание фамилии.

wpDiscuz