РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Усагалиева Мария Викторовна
МБОУ Тимоновская СОШ с УИОП
Россия, Солнечногорск-7
e-mail: Marigerman76@mail.ru

Наше время – это время перемен. В современном мире люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, наиболее востребованы. В связи с этим задачами современной школы является, разработка и применение специальных методик, направленных на развитие мышления и творческих способностей обучающихся.

Для развития творческих способностей школьников необходима дружественная и теплая рабочая атмосфера, обязательно должен быть налажен контакт между взрослым и ребенком. Для этого начиная уже с первых уроков информатики в пятых классах стараюсь наладить творческую обстановку в классе, в этом мне помогают некоторые приемы:

  • Соревновательный момент при выполнении заданий на скорость и смекалку;
  • Применение разноуровневых заданий для учащихся разного уровня подготовленности;
  • Физкультминутки для расслабления и концентрации внимания;

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание.

При объяснении материала ставлю задачи трех уровней сложности:

  • выполнение задания по образцу;
  • применения полученных знаний для самостоятельно выполнения задания;
  • задания с творческим потенциалом.

Последние задания, только на первый взгляд кажутся простыми, но у многих учащихся, до определенного момента, вызывают сложности.

Например, при составлении алгоритма обучающемуся необходимы те знания, которые он получил на других предметах, а это уже тренировка памяти, часто для того чтобы решить задачу необходимо произвести логические связи между несколькими понятиями

Учитель должен способствовать формированию у обучающегося следующих компетенций:

  • владение большим объёмом информации;
  • самостоятельный перенос усвоенного на новый материал;
  • установление причинно-следственных связей;
  • обнаружение скрытых зависимостей и связей;
  • умение делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию;
  • по собственной инициативе выбирать для решения сложные задачи;
  • способность обобщать и организовывать имеющуюся информацию и др.

Применять и развивать данные компетенции обучающий может в полном объеме при обучении программировании. Ведь создание программ способствует развитию способности к самообразованию; волевых качеств; логического и абстрактного мышления; внимания; всех видов памяти.

Для реализации творческих способностей обучающихся применяю такие подходы как:

  • Личностно-ориентированный
  • Дифференцированный
  • Проектный (исследовательский, поисковый, творческий, прикладной, ролевой и пр.)

В этом случае роль учителя как носителя и распространителя информации отходит на второй план, а доминирующей становится его роль, как интерпретатора знаний. Главным становится научить пользоваться новыми знаниями, правильно внедрить их в интеллектуальную среду обучающихся, акцентировать тематические и межпредметные связи, сформировать устойчивые навыки практического применения знаний, развить на их основе мыслительные и творческие способности учеников, обеспечить выход на более высокий уровень образовательного процесса.

В настоящее время одна из основных проблем современного образования низкая творческая инициатива учащихся. И для того чтобы заинтересовать обучающегося необходимо приобщать их к творческой работе; прививать интерес к поиску нестандартных решений задач; развивать навыки созидания, самореализации.

Главное в воспитании и развитии интуиции и фантазии — практическая работа, т.к. главный инструмент этого воспитания — творческое действие.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества — Ростов-на-Дону, 1983.
  2. Гальперин П.Я. К вопросу о формировании творческого мышления // Школьный психолог, 1999. — № 8. — с.22 — 30
  3. Иориш Ю.И. Некоторые психологические основания технологии научного творчества // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. — М., 2010. — 123 с.
  4. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=649175
  5. http://pandia.ru/text/78/651/9119.php

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Мария Викторовна! Вы совершенно правы, что развитие творческих способностей школьников — это одна из важнейших задач современного общего образования. В этом русле решение такой задачи при обучении программированию становится чрезвычайно актуальной. Действительно, это же возможно… Нужны нам методические рекомендации, как реально это можно реализовать. Надеюсь, что Ваш опыт интересен многим нашим коллегам

А.В. Горячев

Мария Викторовна, поясните пожалуйста, какое программирование Вы имеете в виду: решение алгоритмических задач или создание программных мини-проектов? Решение задач или творческое созидание?
Спасибо.

wpDiscuz