ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Гаджиева Зумруд Курбановна
Дагестанский государственный
педагогический университет

Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала
e-mail: zyumka1990@mail.ru

Магомедова Написат Магомеднуровна
Дагестанский государственный
педагогический университет

Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала
e-mail: cool-free-hhh@yandex.ru

Научный руководитель:
д.пед.н., проф. М.А.Сурхаев

На сегодняшний день наблюдается стремительное развитие современного общества, связанное с увеличением темпа возникновения информационных технологий в сферу жизнедеятельности человека, что способствует эффективному функционированию и успешной эволюции общественного мира. Внедрение информационных технологий не только повлияло на современное общество, но и также проникло и в науку, например, в социологию.

Ныне трудно представить социальные исследования без применения информационных и коммуникационных технологий, т.е. это обработка социологических данных и их анализ составления отчетов и презентации по социологии.

В настоящее время становится актуальной проблема взаимоотношения между современными информационными технологиями и особенностями целостного  образовательного пространства. Применение в образовании компьютерных технологий предоставляет большие возможности, как преподавателю, так и студентам [5].

Однако, несмотря на динамичное и положительное внедрение  в учебный процесс возникает вопрос – Почему компьютеры не стали столь популярными средствами обучения?

Из этого следует:

  • во-первых, компьютер обладает «беспредельным терпением»: он будет повторять бесконечное количество раз и всё это без признаков усталости и неудовольствия;
  • во-вторых, он предоставляет выбрать тот темп обучения, который подходит именно вам, а не тем студентам, которые усваивают материал быстрее или медленнее, чем Вы;
  • в-третьих, когда Вы сидите перед компьютером, он целиком и полностью занят только Вами, т.е. «всё его внимание» — только Вам.

Процесс обучения при помощи компьютера – это тот случай, когда компьютер выступает в роли «учителя». Обучение заключается в следующем, каждый этап усвоения учебного материала контролируется учителем. Суть процесса такого обучения может строиться по-разному: компьютер может предложить текст для чтения, упражнения, задачи, а также вопросы для ответов. Компьютерное моделирование позволяет упростить работу студента, а также сэкономить его время, благодаря выполнению сложных, к примеру, чертежных работ или трудновыполнимых экспериментов. Следовательно, процесс Вашего обучения строится на том, что с помощью компьютера студент собирает информацию, принимает решения и изучает результаты, к которым Вас могут привести.

К положительным свойствам внедрения компьютера в образование можно отнести усиление интеллекта студента  за счет вовлечения его в решение более сложных задач, развитие логического и оперативного мышления, повышение самооценки студента, его уверенность в способности решать сложные профессиональные задачи. Всё это приводит к формированию позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности.

К отрицательным последствиям процесса компьютеризации следует отнести снижение интеллектуальных способностей студента при упрощении решения задач с помощью компьютера, информационная культура педагогов, готовность преподавателей к применению информационных технологий в обучении; техническое оснащение вузов.

Первым информационным технологическим объектом, который стремительным образом вошел в образовательный процесс является компьютер, но после за короткое время прочно проник  в учебный  процесс – это Интернет.

Интернет стремительно распространяется по всему миру, прочно внедрившись в образовательный процесс. Благодаря Интернету, студенты и преподаватели  получают доступ  к самым большим архивам знаний мира, спутниковым метеостанциям и тысячам других исследовательских и образовательных источникам и заведениям. Интернет способен обеспечить возможность дистанционного обучения, основанного на запросе. Преподаватели могут работать в сети не только со студентами, но и сотрудничать со  своими партнерами по всему земному шару. Интернет является той инфраструктурой, которая необходима всем учебным заведениям [4].

Возможности Интернета в образовании позволяют сделать процесс обучения более доступным и быстрым для любого пользователя сети. На каждом этапе обучения возможности интернета дают разный результат в зависимости от поставленной  цели пользователя. Создаются такие условия для студента, при которых он, независимо от географического места положения, материального уровня, уровня образования может получить необходимые ему знания в требуемом объеме и широте.

Положительное влияние Интернета на образовательную сферу можно определить следующим образом: обучающиеся в отдаленных районах с образованием не достаточным тому, что есть в современном обществе, имеют возможность пользоваться информационными ресурсами, о которых раньше можно было только мечтать; со своими коллегами из других стран, что создает новый уровень поликультурного образования; инвалидам стало проще получать образование [2;3].

Настораживают весьма обоснованные отрицательные черты Интернета: плагиат, скачивание чужих работ (рефератов, докладов, курсовых работ и дипломных проектов, диссертаций и т.д.); отказ от книг традиционных в пользу электронных; вред здоровью (нарушение зрения и слуха, психическое расстройства); информация без цензуры (пропаганда, самоубийств, экстремизм и т.д.); привыкание (приводит к зависимости человек выпадает из реальной жизни) [1].

В процессе развития информационные  технологии привнесли в образовательное пространство новые средства и способы обучения.

Прежде всего, это касается дистанционного образования, т.е. наличие виртуальных  учебников, позволяющих дать образование и без непосредственного общения с преподавателем. Такая форма обучения приобретает сегодня все  большую популярность.

Понятно, что имеются свои плюсы и минусы, свои проблемы и издержки,  и не может пока рассматриваться как наилучший вариант современного образования. Дистанционное образование не должно лишать общения студентов с преподавателем, т.к. наиболее эффективной формой контакта между преподавателем и обучаемым является личная беседа. Именно индивидуальная беседа взаимно обогащает диалог студента и преподавателя, позволяет добиться взаимопонимания, разрешить спорные и неясные вопросы.

Еще одним из информационных технологий является метод проведения занятий с помощью мультимедийных презентаций. Мультимедийное обеспечение лекций  дает возможность разнообразить материал, благодаря использованию новых технологий, преобразивших обучение, оно становится более привлекательным и позволяет студентам лучше понять сложный теоретический материал. Повышению познавательной активности студентов так же способствует мультимедийное обеспечение. Использование 3D графики и новых  компьютерных технологий повышают осознание различных пространственных объектов на плоскости, развитию пространственного мышления у студентов и повышают их уровень освоения рассматриваемого материала. Но, несмотря на положительные стороны мультимедийных презентаций, есть свои причины их не использовать. Причины следующие: дорогостоящее оборудование; не квалифицированное использование  техники. Несомненно, против их использования порой выдвигаются вполне обоснованные аргументы. Но, если ответственно подходить к созданию презентаций, то многих проблем можно избежать, а преимущества выгодно использовать.

Влияние информационных и коммуникационных технологий на образование показывает как положительные, так и отрицательные моменты, но, несмотря на это, такое внедрение  пришлось по нраву многим наукам. Их применение положительно и стремительно влияет на исследования, изучения и наблюдения за современным обществом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Катаргин В.Н., Корягин М.Е., Морозов Д.А. Оценка квалификации персонала на предприятиях автомобильного сервиса на основе математической модели обучения ремонтных рабочих //  Автотранспортное предприятие. 2011- №7, С.- 36-39.
  2. Катаргин В.Н., Писарев И.С. Ремонт агрегатов автомобилей управлением точностью размерых связей // Автомобильная промышленность. 2008-№3, С.-27-29.
  3. Колин К.К.Информационные технологии – катализатор процесса развития современного общества /К.К.Колин // Информационные технологии. 2003-№1, С.-2-8.
  4. Кузюк К.К. Современные компьютерные технологии в изучении курса графических дисциплин //Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции.2012-№4, С.-25-28.
  5. Влияние интернета на образование. [Электронный ресурс]- URL:http://www.vfmgiu.ru/

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемые Зумруд Курбановна и Написат Магомеднуровна! Конечно, есть еще немало проблем активного использования компьютерной техники в образовательном процессе. Проанализировав все достинства и недостатки этого нам нужны конкретные практические рекомендации. Полагаю, что Вами накоплен уже положительный опыт, который может будет полезен и нашим коллегам

М.Г. Победоносцева

Добрый день, коллеги. Каково Ваше личное отношение к внедрению ИТ в образовательный процесс? Различаете ли Вы использование ИТ в социологии и в образовании? И можно ли ставить знак равенства между учителем и компьютером?

wpDiscuz