РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Омарова Эмилия Магомедсаидовна
Дагестанский государственный
педагогический университет

Россия, г.Махачкала
e-mail: Emiliomarova1985@mail.ru

Современная система образования предусматривает использование самых различных инновационных технологий. Развитие новых информационных технологий в образовании стимулирует разработку программных средств и приложений, реализующих методологические идеи, связанные с полуавтоматическим или автоматическим доступом к учебной информации, проверкой правильности полученных результатов, оценкой начальной и текущей подготовки и.т.д.

Аудиовизуальная информация, предоставляемая с помощью технических средств, позволяет использовать дополнительные по сравнению со стандартными, классическими занятиями эффекты психологического воздействия на студентов (размер шрифта, рисунка, цветовую гамму и т.д.). Они облегчают запоминание и понимание изучаемого материала. Такими программами, помогающими в изучении дисциплин  являются:

-Вводная лекция – это учебный видеофильм или лекция, которую читает признанный специалист в данной области знаний.

-Модульная лекция – это лекция, которую читает по спутниковому телевидению высококвалифицированный преподаватель-предметник.

-Модульная слайд-лекция – представляет собой закадровый голос лектора, сопровождаемый набором слайдов (от 100 до 200 на лекцию), дающих текстовую и графическую поддержку лекции.

Используя современные технологии, которые позволяют решить и «пространственную» проблему – во время обучения знакомить учащихся с «натуральными объектами», которые они будут создавать, или системами, в которых используются теоретические принципы, только что ими изученные. Таким образом, телевидение и видеоконференцсвязь вносят значительный вклад в изучение разных дисциплин. В настоящее время информационные технологии проникают во все сферы жизнедеятельности. Образование не может стоять в стороне и информационные технологии в образовательном процессе должны занять подобающее им место.

В национальном докладе России на II Международном Конгрессе ЮНЕСКО «Политика в области образования и новые технологии» отмечается, что «одним из важнейших механизмов, затрагивающим все основные направления реформирования образовательной системы России, является ее информатизация, которая рассматривается как необходимое условие и важнейший этап информатизации России в целом. Основой перехода от индустриального этапа развития общества к информационному являются новые информационные технологии (НИТ)» [4].

 Новые технологии не заменят учителей, учебников или класс, они помогают поставить в центр внимания обучение учащихся, создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их для поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся – актуальная задача современного образования.

Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков [6].

Информационные технологии обучения дают возможность преподавателю для достижения дидактических целей применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, т.е. спроектировать обучающую среду, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ. Открывается возможность отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавателя, предоставив ему интеллектуальные формы труда. Информационные технологии освобождают преподавателя от изложения обучаемых значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.

Совершенно новые возможности для учащихся и преподавателей открыли телекоммуникационные технологии. Наблюдения специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихся быть членом социальной общности. В последние годы в России расширяется использование компьютеров в специальных образовательных учреждениях. Разрабатываются методики, направленные на развитие детей с учетом их возраста и индивидуальных способностей, организацию их общения. Особое внимание уделяется использованию современных информационных технологий при решении задач интеграции детей с ограниченными возможностями в жизнь современного общества. Для этой группы детей информационные технологии часто являются единственным средством получения полноценного образования, конкурентоспособной профессии и просто общения.

В отечественной системе специального образования,  построенной на концепции Л.С.Выготского о развивающей миссии специального образования, информационные технологии должны,  прежде всего, поддерживать и закреплять современные психолого-педагогические подходы к развивающему обучению  детей со специальными образовательными потребностями [1].

Можно ждать разрешения этих и других (технических, финансовых, организационных и пр.) проблем, и лишь потом начать заниматься внедрением ИТ в образовательный процесс, а можно, не теряя времени, начать действовать, эффективно использовать преимущества ИТ [3].

Сегодня как никогда важно создать новые формы сотрудничества коллег и условия их самообразования. Работа учителя сегодня  становится более трудной, но в то же время более важной, так как именно образование   находится  в центре нового информационного и коммуникационного общества.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вихрев В.В. практическое внедрение информационных технологий на основе метода проектов / / Педагогическая информатика 1993г №1, с -26-28.
  2. Гусакова Т.М. Кузнецова Н.М. Создание образовательного Интернет-сообщества Республики Марий Эл: шаги роста// XI Конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». Сборник трудов участников конференции. Часть IV.-М.:МИФИ, 2001. С.142-144.
  3. Кукушкина О.И. Роль компьютерных технологий в современном специальном образовании и методология создания компьютерных программ для детей с нарушениями в развитии// Труды II Международного Конгресса ЮНЕСКО «Политика в области образования и новые технологии». Том IV.- М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям, 1996.
  4. Машбиц Е.И. Психолого–педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., Просвещение, 2006.
  5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. — М., Академия, 2000.
  6. Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад Российской Федерации// Труды II Международного Конгресса ЮНЕСКО «Политика в области образования и новые технологии». Том II.- М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям, 1998г.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Эмилия Магомедсаидовна! Совершенно с Вами согласна, что надо активней использовать возможности средств информационных технологий

М.Г. Победоносцева

Уважаемая Эмилия Магомедсаидовна, спасибо за интересные примеры программ. ПодЕлитесь еще примерами?

wpDiscuz