ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ

Паластина Ирина Петровна
кандидат педагогических наук

Московский государственный университет
технологий и управления им. К. Г. Разумовского
Россия, г.Москва e-mail: irinch@bk.ru

Положенцева Ирина Вениаминовна
кандидат экономических наук

Московский государственный университет
технологий и управления им. К. Г. Разумовского
Россия, г.Москва

Современное развитие системы образования предполагает сочетание традиционных и инновационных подходов.

Навыки использования информационного обеспечения профессиональной экономической деятельности являются важнейшим фактором обоснованности принимаемых решений в производственной деятельности, использовании ресурсов, определении стратегии развития и эффективности управления в целом. [1]

Внедрение информационных технологий в профессиональную деятельность преследует цели не только автоматизации рутинных методов обработки информации, но и организации информационно-коммуникативного процесса на качественно новом уровне. [5] В связи с этим образовательные программы обучения студентов по экономическим направлениям подготовки обязательно предусматривают использование информационных технологий и изучение программных средств для решения различных задач в экономической деятельности. [4]

Современные социально-экономические условия диктуют новые требования к будущим специалистам:

  • гибко адаптироваться к меняющимся жизненным и профессиональным ситуациям, самостоятельно приобретая необходимые знания, применять их на практике для решения проблем;
  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, работать сообща по различным направлениям бизнеса, предотвращая конфликтные ситуации;
  • самостоятельно и критически мыслить, уметь увидеть возникающие трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии;
  • четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применимы в конкретных ситуациях профессиональной деятельности;
  • быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией, уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения. [6]

Традиционными формами занятий на семинарах являются опрос студентов по прослушанному лекционному материалу, подготовка рефератов по теоретическим вопросам экономики и актуальным проблемам управления, выступления учащихся с докладами по темам рефератов и их открытое обсуждение. Такие виды работы со студентами при условии высокой квалификации преподавателя в той или иной мере обеспечивают достижение целей обучения, но они более эффективны для активизации способностей к запоминанию и пониманию и к выработке навыков профессионального общения. Улучшить усвоение теоретического материала помогает тестирование.

Применение информационных технологий в обучении приводит к изменению формы организации занятий студентов и методов обучения. Для занятий с обучающимися можно разработать задания для самостоятельной работы с применением процедур программы Excel. Рассмотрим пример задания, в котором решается задача определения тенденции динамики объёма продаж..

Построим модель динамики объема продаж за известный период времени. Данные по объему продаж представлены в табл. 1.

Таблица 1

Месяцы, t Объем продаж
(млн. руб.), y(t)
Январь 15,2
Февраль 17,3
Март 16,1
Апрель 18,5
Май 16,7
Июнь 17,6
Июль 16,4
Август 15,8
Сентябрь 17,3
Октябрь 18,5
Ноябрь 19,4
Декабрь 18,8

Вначале исходные данные поместим в таблицу Excel, а затем построим график. Используя ряд данных Объем продаж (млн. руб.), y(t) (данные табл. 1) можно построить График. Чтобы построить Линию тренда, необходимо выделить ряд данных диаграммы, а затем выбрать команду Вставка и Линия тренда. Для того чтобы вывести на график уравнение тренда, необходимо в меню Линии тренда отметить в параметрах пункт показывать уравнение на диаграмме.

На рис. 1 представлен график исходного ряда данных y(t)  и линейного тренда.

диаграмма

Таким образом, можно построить к исходному ряду Y = f(t) линейную модель вида:

Y = 15,81 + 0,228 x

Используя полученное уравнение, можно рассчитать объём продаж на момент времени в будущем периоде.

На практических занятиях студенты осваивают решение реальных экономических задач с помощью экономико-математических методов и информационных технологий. Получение навыков работы в профессиональной сфере мотивирует студентов к освоению образовательных программ. [2]

Образовательные услуги тесно связаны с информационными технологиями, так как образовательная сфера сама является поставщиком научно-технических кадров, способных развивать и применять современные информационные технологии в экономике.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ашалян Л.Н., Аветисян М.В., Положенцева И.В., Женжебир В.Н., Филатов В.В. Ситуационный анализ рынка, необходимый для эффективного управления рыночной стоимостью бизнеса / Проблемы экономики. 2010. № 6. С. 22-29
  2. Кобиашвили Н.А., Паластина И.П., Положенцев В.И. Управление инновационной стратегией целостного педагогического процесса в высшем профессиональном образовании/ Материалы I международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования», М.: РУДН, 2011 – С. 287-299.
  3. Малахова С.С., Паластина И.П. Проведение занятий по курсу «Управленческие решения» с применением средств информационных и коммуникационных технологий / Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2008. № 1. С. 349-354.
  4. Паластина И.П., Положенцева И.В. Применение современных методов образования для формирования профессиональных и личностных качеств будущих специалистов / «Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития» / Материалы 11-й международной конференции в 2 ч. Вып. 11 – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. – Ч. II. С. 239-240.
  5. Положенцева И.В., Паластина И.П., Филатов В.В. Исследование экономических механизмов и функциональных особенностей управления рынками новшеств / Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 444-462
  6. Филатов В.В., Дорофеев А.Ю., Паластина И.П., Положенцева И.В., Царев А.А Экономика России и Еврозоны: текущее состояние и перспективы развития / Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 2 (27). С. 78

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемые Ирина Петровна и Ирина Вениаминовна! Да, действительно, применение средств информационных технологий позволят повысить качество образовательного процесса в вузе по многим профилям, в том числе и по экономическим направлениям подготовки

М.Г. Победоносцева

Уважаемые Ирина Петровна и Ирина Вениаминовна, предусмотрено ли в поготовке студентов освоение специализированного ПО, или, на Ваш взгляд, достаточно использовать табличный процессор?

wpDiscuz