ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ
Паластина Ирина Петровна
кандидат педагогических наук
Московский государственный университет
технологий и управления им. К. Г. Разумовского
Россия, г.Москва e-mail: irinch@bk.ru
Положенцева Ирина Вениаминовна
кандидат экономических наук
Московский государственный университет
технологий и управления им. К. Г. Разумовского
Россия, г.Москва
Современное развитие системы образования предполагает сочетание традиционных и инновационных подходов.
Навыки использования информационного обеспечения профессиональной экономической деятельности являются важнейшим фактором обоснованности принимаемых решений в производственной деятельности, использовании ресурсов, определении стратегии развития и эффективности управления в целом. [1]
Внедрение информационных технологий в профессиональную деятельность преследует цели не только автоматизации рутинных методов обработки информации, но и организации информационно-коммуникативного процесса на качественно новом уровне. [5] В связи с этим образовательные программы обучения студентов по экономическим направлениям подготовки обязательно предусматривают использование информационных технологий и изучение программных средств для решения различных задач в экономической деятельности. [4]
Современные социально-экономические условия диктуют новые требования к будущим специалистам:
- гибко адаптироваться к меняющимся жизненным и профессиональным ситуациям, самостоятельно приобретая необходимые знания, применять их на практике для решения проблем;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, работать сообща по различным направлениям бизнеса, предотвращая конфликтные ситуации;
- самостоятельно и критически мыслить, уметь увидеть возникающие трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии;
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применимы в конкретных ситуациях профессиональной деятельности;
- быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией, уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения. [6]
Традиционными формами занятий на семинарах являются опрос студентов по прослушанному лекционному материалу, подготовка рефератов по теоретическим вопросам экономики и актуальным проблемам управления, выступления учащихся с докладами по темам рефератов и их открытое обсуждение. Такие виды работы со студентами при условии высокой квалификации преподавателя в той или иной мере обеспечивают достижение целей обучения, но они более эффективны для активизации способностей к запоминанию и пониманию и к выработке навыков профессионального общения. Улучшить усвоение теоретического материала помогает тестирование.
Применение информационных технологий в обучении приводит к изменению формы организации занятий студентов и методов обучения. Для занятий с обучающимися можно разработать задания для самостоятельной работы с применением процедур программы Excel. Рассмотрим пример задания, в котором решается задача определения тенденции динамики объёма продаж..
Построим модель динамики объема продаж за известный период времени. Данные по объему продаж представлены в табл. 1.
Таблица 1
Месяцы, t | Объем продаж (млн. руб.), y(t) |
Январь | 15,2 |
Февраль | 17,3 |
Март | 16,1 |
Апрель | 18,5 |
Май | 16,7 |
Июнь | 17,6 |
Июль | 16,4 |
Август | 15,8 |
Сентябрь | 17,3 |
Октябрь | 18,5 |
Ноябрь | 19,4 |
Декабрь | 18,8 |
Вначале исходные данные поместим в таблицу Excel, а затем построим график. Используя ряд данных Объем продаж (млн. руб.), y(t) (данные табл. 1) можно построить График. Чтобы построить Линию тренда, необходимо выделить ряд данных диаграммы, а затем выбрать команду Вставка и Линия тренда. Для того чтобы вывести на график уравнение тренда, необходимо в меню Линии тренда отметить в параметрах пункт показывать уравнение на диаграмме.
На рис. 1 представлен график исходного ряда данных y(t) и линейного тренда.
Таким образом, можно построить к исходному ряду Y = f(t) линейную модель вида:
Y = 15,81 + 0,228 x
Используя полученное уравнение, можно рассчитать объём продаж на момент времени в будущем периоде.
На практических занятиях студенты осваивают решение реальных экономических задач с помощью экономико-математических методов и информационных технологий. Получение навыков работы в профессиональной сфере мотивирует студентов к освоению образовательных программ. [2]
Образовательные услуги тесно связаны с информационными технологиями, так как образовательная сфера сама является поставщиком научно-технических кадров, способных развивать и применять современные информационные технологии в экономике.
ЛИТЕРАТУРА
- Ашалян Л.Н., Аветисян М.В., Положенцева И.В., Женжебир В.Н., Филатов В.В. Ситуационный анализ рынка, необходимый для эффективного управления рыночной стоимостью бизнеса / Проблемы экономики. 2010. № 6. С. 22-29
- Кобиашвили Н.А., Паластина И.П., Положенцев В.И. Управление инновационной стратегией целостного педагогического процесса в высшем профессиональном образовании/ Материалы I международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования», М.: РУДН, 2011 – С. 287-299.
- Малахова С.С., Паластина И.П. Проведение занятий по курсу «Управленческие решения» с применением средств информационных и коммуникационных технологий / Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2008. № 1. С. 349-354.
- Паластина И.П., Положенцева И.В. Применение современных методов образования для формирования профессиональных и личностных качеств будущих специалистов / «Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития» / Материалы 11-й международной конференции в 2 ч. Вып. 11 – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. – Ч. II. С. 239-240.
- Положенцева И.В., Паластина И.П., Филатов В.В. Исследование экономических механизмов и функциональных особенностей управления рынками новшеств / Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 444-462
- Филатов В.В., Дорофеев А.Ю., Паластина И.П., Положенцева И.В., Царев А.А Экономика России и Еврозоны: текущее состояние и перспективы развития / Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 2 (27). С. 78
Уважаемые Ирина Петровна и Ирина Вениаминовна! Да, действительно, применение средств информационных технологий позволят повысить качество образовательного процесса в вузе по многим профилям, в том числе и по экономическим направлениям подготовки
Уважаемые Ирина Петровна и Ирина Вениаминовна, предусмотрено ли в поготовке студентов освоение специализированного ПО, или, на Ваш взгляд, достаточно использовать табличный процессор?