ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Чиркова Валентина Владимировна
Северный Арктический федеральный
университет имени М.В.Ломоносова

Россия, г.Архангельск
e-mail: vvchircova@mail.ru

Научный руководитель:
к.п.н., доц. Л.Н. Чиркова

Одной из современных задач развития Российской Федерации, обозначенной в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы»  является  воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, создание условий для повышения уровня использования новых технологий и современных подходов к патриотическому воспитанию, «развития гражданской активности по формированию патриотической культуры в электронных и печатных средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»»[1]. Мероприятия Программы включают разделы, связанные с научно-исследовательским и научно-методическим сопровождением патриотического воспитания граждан [1].

Актуальность разработки методических основ патриотического воспитания с использованием ИКТ обусловили выбор темы исследования, связанную с определением педагогического потенциала информационных технологий как средства воспитания патриотизма у старшеклассников. Целью исследования является разработка программы патриотического воспитания, направленной на формирование патриотических чувств старшеклассников и обоснование условий ее эффективной реализации в деятельности сетевых молодёжных интернет-групп.

В качестве объекта исследования будет выступать процесс патриотического воспитания старшеклассников, а предметом исследования станет патриотическое воспитание старшеклассников средствами педагогического потенциала сетевых информационных технологий.

Мы предполагаем, что патриотическое воспитание старшеклассников на основе использования ИКТ будет успешным при условии использования педагогического потенциала социальных сетей, учете психолого-педагогических особенностей возраста подростков, психологических особенностей восприятия и использования социальных сетей старшеклассниками, при интеграции деятельности семьи, образовательных учреждений, центров культуры и досуга в условиях деятельности сетевых молодёжных интернет-групп.

Сформулированные проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи: мы проанализируем концептуальные подходы к проблеме воспитания патриотизма у старшеклассников в условиях информационного общества, раскроем сущность педагогического потенциала ИКТ, обоснуем специфику использования современного контента социальных сетей, охарактеризуем условия организации патриотически ориентированных групп старшеклассников в социальных сетях, разработаем и экспериментально апробируем педагогическую модель патриотического воспитания старшеклассников с использованием информационных технологий в деятельности социальных групп сети интернет.

Для реализации поставленных исследовательских задач в ходе работы будет использоваться комплекс методов указанных в таблице 1

               Таблица 1- Соотношение задач и методов исследования

Задачи исследования Методы исследования
1 Проанализировать концептуальные подходы к проблеме воспитания патриотизма у старшеклассников в условиях информационного общества Теоретический анализ научно-педагогической, методической литературы
2 Раскрыть сущность педагогического потенциала IT технологий Сравнительный анализ, терминологический анализ содержания основных понятий исследования, систематизация данных
3 Обосновать специфику использования современного контента социальных сетей. Анализ и синтез интернет сетей
4 Охарактеризовать условия организации патриотически ориентированных групп старшеклассников в социальных сетях. Поперечный срез, изучим изменение определенных свойств психики у различных по возрасту испытуемых, сетевые опросы и групповые обсуждения с участием испытуемых, анализ случаев или включенного наблюдения за деятельностью старшеклассников в ходе сетевой игры, анкетирование, тестирование
5 Разработать и экспериментально апробировать модель патриотического воспитания старшеклассников с использованием ИТ в деятельности социальных групп сети интернет Экспериментальное обучение, методы сбора экспериментальных данных, методы статистической обработки данных, методы качественного анализа данных. Систематизация и графическая интерпретация.

С помощью мероприятий патриотического характера, в частности: создание виртуального музея славы в школе, разработанной методики проведения классных часов из серии «Город воинской славы» [2], Интернет–викторины о городах воинской славы, основанные на объединении школьников в команды, группы по интересам, в режиме реального времени для обеспечения возможности открытого общения со сверстниками и прочее, мы планируем решить поставленные задачи.

Разработка и обоснование педагогического процесса направленного на формирование патриотизма у старшеклассников средствами ИКТ, реализация модели патриотического воспитания старшеклассников в условиях деятельности сетевых молодёжных интернет-групп [3] позволит развить интерес к теме патриотизма у молодого поколения, отвлечь их от военизированных интернет игр, включить в созидательную деятельность с использованием интернет технологий, что будет способствовать формированию у него патриотических чувств.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Правительство Российской Федерации Постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493 Москва «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
  2. Города воинской славы России URL: http://ordenrf.ru/geroi-rossii/goroda-voinskoy-slavy/arkhangelsk.php-
  3. Сетевая информационная технология как средство гражданского образования старшеклассников. Дис / к.п.н:. Новиков А. Е. Москва 2008 г. URL: http://www.dissercat.com/content/setevaya-informatsionnaya-tekhnologiya-kak-sredstvo-grazhdanskogo-obrazovaniya-starsheklassn

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Конечно, уважаемая Валентина Владимировна! Очень важно патриотическое воспитание школьников и в этом существенно помогает применение современных средств информационных технологий

О.А. Козлов

Уважаемая Валентина Владимировна! А что мы сможем в результате оценить ?

М.Г. Победоносцева

Добрый день. Присоединюсь к коллеге: при том, что недостаточно четко определены подходы к оценке личностных результатов, было бы интересно узнать поподробнее о применении методов статистической обработки данных при апробации модели.

Лидия Николаевна Чиркова

Олег Александрович! Коллеги! Спасибо за вопрос.
Во первых, предполагается, что основным критерием оценки будет степень активности учащихся в мероприятиях и проектах патриотической направленности с применением ИТ,
во -вторых, в педагогической практике разработаны критерии определения уровня воспитанности учащихся разных возрастов, в которых имеется раздел, посвященный развитию гражданственности и патриотизма (в частности см. диссертация «Проектирование содержания образования в кадетской школе». Если коллеги подскажут другие методы оценки, будем весьма признательны.

wpDiscuz