АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ СРЕДНЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ СРЕДНЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Яруськина Елена Тажутиновна
кандидат педагогических наук

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный 
педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Россия, г.Чебоксары
e-mail: mylene0210@mail.ru

Гаджиева Наталья Левсатовнаа
МБОУ «СОШ № 10
им. летчика-космонавта А.Г. Николаева» 

Россия, г.Чебоксары
e-mail: gadzhiewa.natasha@mail.ru

Современный этап повсеместной информатизации общества предъявляет серьезные требования к библиотекам средних образовательных учреждений, которые за последние годы сделали огромный шаг в аспекте модернизации библиотечной деятельности. Появилась реальная возможность автоматизировать школьную библиотеку, используя информационные и коммуникационные технологии. Библиотека, являясь частью инновационного процесса ставит перед собой конкретную цель – способствовать реализации задач модернизации образования в условиях школьной библиотеки; задачи: расширение ассортимента предоставляемых услуг на основе внедрения информационных и коммуникационных технологий; максимальное использование информационных и коммуникационных технологий в деятельности школьной библиотеки; формирование информационной культуры участников образовательного процесса [5].

Деятельность современной школьной библиотеки основывается на автоматизации рабочего процесса библиотеки и начинается с информационно-библиотечной системы АИБС «МАРК-SQL – версия для школьных библиотек». Данная система обеспечивает комплексную автоматизацию основных библиотечных процессов (комплектование литературы, научную и техническую обработку поступающих изданий, справочно-информационное обслуживание, обслуживание читателей, учет библиотечного фондов).

АИБС «МАРК-SQL» предоставляет следующие возможности:

  • формировать электронный каталог книг, учебников и других информационных источников, находящихся в школьной библиотеке.
  • получить доступ к удаленным базам данных.
  • ввести информацию о структуре школы и количестве учащихся в каждом классе для автоматического определения обеспеченности учебниками.
  • автоматизировать процесс учета выдачи книг.
  • вести автоматизированный учет должников школьной библиотеки по классам.
  • формировать заказ учебников с использованием базы данных рекомендованных учебников и учебных пособий.
  • анализировать круг чтения учеников.
  • подобрать необходимую для урока литературу, воспользовавшись электронным каталогом и списком ключевых слов, соответствующих школьной тематике.
  • получить доступ к полнотекстовым и мультимедийным ресурсам, имеющимся к библиотеке или находящимся в удаленных базах данных через Интернет (электронные библиотеки, мегаэнциклопедии, информационные порталы и т. д.) [6].

Автоматизация школьной библиотеки позволила модернизировать процесс поиска источников информации на всевозможных носителях. Заметно увеличился фонд медиаресурсов – это и электронные учебники, электронные энциклопедии, тренажеры, электронные наглядные пособия, презентации издательств.

Регулярно проводится индивидуальное информирование, консультирование учащихся и педагогов по вопросам информационной культуры. Заинтересованность в работе с мультимедиа ресурсами проявляют и учащиеся, и педагоги [2].

Таким образом, резюмируя все вышесказанное можно сделать вывод, что в настоящее время значительно меняется роль школьной библиотеки, она становится центром школы, формирующим информационно-образовательную среду для учебной деятельности и самообразования и обеспечивающим информационно- библиотечное сопровождение учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Библиотеку будущего я представляю так [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gimnaz1.narod.ru/right_01.htm.
  2. Блог библиотекаря [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://schoolibrary-stranger.blogspot.com/.
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/bbc8536a-bb3c-4857-205f-88d86193c349/103215.
  4. Информационный портал школьных библиотек России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusla.ru/rsba/technology/.
  5. Яруськина, Е. Т. Использование информационных и коммуникационных технологий в деятельности современной школьной библиотеки / Е. Яруськина, Н. Гаджиева // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. : в 20 т. Т. 3. – № 9–1 (20–1). – 2015. – Воронеж. – С. 462–464.
  6. Яруськина, Е. Т. Подготовка преподавателей специальных дисциплин к использованию возможностей дистанционных технологий в процессе обучения менеджеров по персоналу (на примере LMS «MOODLE») [Электронный ресурс] / Е. Т. Яруськина, Т. А. Лавина // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/117-13376.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемые Елена Тажутиновна и Наталья Левсатовнаа! Беспорны преимущества автоматизации поиска информации и пр., что чрезвычайно важно использовать и в библиотеках. Видно, что у вас накоплен определенный опыт автоматизации школьной библиотеки, что, безусловно, интересно и нашим коллегам

М.Г. Победоносцева

Добрый день. Очень интересная статья. Наталья Левсатовна, уточните, пожалуйста, а есть ли возможность использования удаленного доступа к библиотеке с целью использования ресурсов во время урока?

wpDiscuz