СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Касенова Айнаш Сембиевна
Центральноазиатский технико-экономический колледж
Казахстан, г.Алматы
e-mail: aynash.sembi@gmail.com

Тлеубердиева Жанара Кенжегалиевна
Центральноазиатский технико-экономический колледж
Казахстан, г.Алматы
e-mail: nurali_ayazhan@mail.ru

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Модернизация образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды.

Что такое информационно-образовательная среда?

Информационно-образовательная среда – важнейший компонент новой системы образования, подразумевает совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов эффективного информационно-учебного взаимодействия между обучаемыми, педагогами и средствами новых информационных и коммуникационных технологий.

Развитие информационно-образовательной среды образовательного учреждения должно проходить по пути повышения ее технологичности, за счет перевода традиционных действий и функций на высокие технологии. Высокие технологии — наиболее новые и прогрессивные технологии современности. Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном модернизации образования на современном этапе.

Информационно-образовательная среда общеобразовательного  учреждения должна включать в себя:

  • технологические средства  (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты);
  • культурные и организационные формы информационного взаимодействия;
  • компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • наличие служб поддержки применения ИКТ.

Учебный процесс в информационно-образовательной среде образовательного учреждения, основанной на использовании средств ИКТ позволяет:

  • увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;
  • принимать участие в работе виртуальных школ;
  • повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счёт наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;
  • повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;
  • активнее использовать методы взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах);
  • свободный поиск учебной, методической и справочной информации на любом компьютере сети и связанных с ним через шлюзы компьютеров других сетей;

Информатизация учебного процесса при использовании информационной образовательной среды должна осуществляться в полном соответствии с особенностями конкретных методических систем обучения. Информационные ресурсы, используемые в учебном процессе, должны быть содержательно, технически и технологически связаны с ресурсами, используемыми в процессе информатизации других сфер деятельности учебного заведения.   При обучении необходимо учитывать наличие в информационной образовательной среде учебной компоненты, которая содержит в себе унифицированные и взаимосвязанные средства ИКТ. Основными требованиями к системам, входящим в состав среды, является наличие четкой методики их использования в учебном процессе, фильтрации информации, поступающей к ученикам, и обязательной взаимосвязи с телекоммуникационными ресурсами других средств ИКТ, входящих в среду.  Информационные ресурсы, собранные в учебной компоненте среды, должны отвечать стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные и методические пособия. Кроме этого, к таким ресурсам можно предъявить специфические дидактические требования, обусловленные использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий в создании и функционировании компонентов среды.

С дидактическими требованиями к информационным ресурсам учебной компоненты среды тесно связаны методические требования, которые предполагают учет своеобразия и особенности конкретной предметной области, возможности реализации современных методов обучения. Эргономические требования к ресурсам учебной компоненты информационной образовательной среды строятся с учетом возрастных особенностей обучаемых, обеспечивают повышение уровня мотивации к обучению, устанавливают требования к изображению информации.
Работа преподавателя с учебными ресурсами среды должна начинаться с анализа результатов работы по изучению соответствующих тематических блоков учениками. С этой целью преподаватель должен обращаться к ресурсам организационно-управленческой компоненты среды, содержащим сведения об учащихся, а также к ресурсам контрольно-измерительной компоненты, обеспечивающим контроль за качеством изучения учебного материала учащимися. На следующем этапе преподаватель должен определить уровень усвоения каждым учащимся содержания учебного материала из средств ИКТ, представленных в учебной компоненте среды. При этом возможен индивидуальный подход, согласно которому преподаватель разрабатывает для каждого ученика частные задания на подготовку к работе с электронными ресурсами среды, обеспечивающие педагогические контроль и измерения. На этом же этапе педагогом определяется время, отводимое на выполнение заданий школьниками и начало их работы с контрольно-измерительной компонентой информационной образовательной среды. В зависимости от уровня подготовленности учащихся к работе с конкретными информационными ресурсами среды преподаватель выбирает методику проведения учебного занятия: традиционного урока, игры, тренинга и т.п.  Также  учитель должен проанализировать возможности использования в учебной практике информационных ресурсов,  аккумулированные в научно-исследовательской и внеучебной компонентах среды. Не исключаются случаи, когда использование подобных ресурсов в учебном процессе может стать дополнительным фактором повышения его эффективности.

В ходе работы со всеми ресурсами среды преподаватель должен постоянно проводить сравнение целей и результатов изучения школьниками учебного материала, запланированного учебной программой в соответствии с учебным планом в рамках общего среднего образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Информационные и коммуникационные технологии в инновационной подготовке специалистов: учебно-методическое пособие / под ред. Т. Н. Носковой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
  2. Дронов В.П. Информационно-образовательная среда XXI века. Вестник образования. – М.,- 2009. – №15. – с.44-52.
  3. Кузнецова А.А.Основы общей теории и методики обучения информатике.– М.: Издательство Бином, 2010, – 207 с.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемые Айнаш Сембиевна и Жанара Кенжегалиевна! Согласна с Вами, что необходимо активней использовать информационные ресурсы, как основные компоненты современной информационной образовательной среды

Е.А. Лозбичева

Время не стоит на месте и нам нужно не отставать, более продуктивно использовать информационные ресурсы для развития современной информационной среды.

wpDiscuz