ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Таерова Ирина Андриановна
аспирант, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный
педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Россия, г.Чебоксары,  e-mail: jasminka-jasmin@mail.ru

Научный руководитель:
д.пед.н., проф. Т.А.Лавина

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным ростом информации и научных знаний. К ученикам, студентам предъявляются требования, связанные с грамотным использованием информационно-коммуникационных технических средств (ИКТ).

В современном информационном обществе использование ИКТ играет основополагающую роль при решении разных учебных, профессиональных задач. Именно поэтому так важно быть ИКТ-компетентным сегодня.

Выделим некоторые существенные черты компетентностного подхода, который понимается, как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

  • смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучаемого.
  • содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
  • смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
  • оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Таким образом, компетентностный подход не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций

В настоящее время в литературе встречаются несколько понятий, описывающих знания, умения, навыки, опыт работы с информационными технологиями как цель подготовки будущего специалиста – «компьютерная грамотность», «компетентность в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентность)» и «информационная культура». Рассмотрим иерархию развития ИКТ-компетентности у обучающихся.

Так, начальный уровень – уровень компьютерной грамотности. Предполагает подготовку грамотного специалиста, усвоившего воспроизведение, понимание и практическое применение необходимого объема теоретических знаний. Начальный уровень формируется во время обучения в школе, однако если вузовское образование не способствует дальнейшему развитию, то выпускник, обладая опытом практической компьютерной деятельности, оказывается не готов творчески использовать информационные технологии и не способен к решению сложных, нестандартных профессиональных проблем.

На современном этапе развития школьного образования наблюдается тенденция к формированию не только компьютерной грамотности, но и компетентности в области ИКТ, что представляет собой качественно иной уровень, поэтому в процесс обучения в вузе включается возрастающее количество не просто грамотных, а компетентных студентов. Задача высшего учебного заведения (ВУЗ) и среднего профессионального образовательного заведения (СПО) в данном случае сводится к коррекции приобретенной ИКТ-компетентности и ориентации ее в направлении решения профессиональных задач. Таким образом, второй уровень предполагает подготовку специалиста, характеризующегося осознанной мотивацией использования ИКТ в профессиональной деятельности, способного творчески и результативно действовать в нестандартных профессиональных ситуациях. Развитие ИКТ-компетентности в процессе обучения в ВУЗе и СПО приводит к качественно новым формам обучения. Совместно с педагогом студенты выстраивают индивидуальную образовательную траекторию, которая поэтапно разворачивается в информационно-образовательную среду, максимально приближенной к информационно-профессиональной.

Принципиальное значение на этом уровне, по мнению исследователей, приобретают субъектность студента в учебно-информационной деятельности, реализация его потребности и права участвовать в определении образовательных целей, отборе средств их достижения в информационной среде, оценивании полученных результатов информационной деятельности и их корректировке. Как отмечает В.В. Сериков, обучающийся «должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Словом, речь идет о проекте решения жизненно значимой проблемы. Отсюда и название метода, обеспечивающего формирование компетентности –  проектный». Именно в процессе проектной деятельности формируется ключевой для компетентного специалиста мотивационный и оценочно-рефлексивный и творческий опыт, спецификой которого является практическая ориентация, создание и презентация профессионально значимого продукта собственной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лавина Т. А. Формирование ИКТ-компетентности преподавателей ВУЗа / Т. А. Лавина, И. А. Таерова // Вестник Череповецкого государственного университета – 2015 – №4 с. 141-143.
  2. Лавина Т.А. Содержательно-организационный аспект непрерывной подготовки учителей в области использования средств икт в профессиональной деятельности / Т.А. Лавина // Информатика и образование. – 2006. – № 7. С. – 105-109. ИФ РИНЦ – 0,143.
  3. Лавина, Т.А. К вопросу формирования компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования / Т.А. Лавина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. –  –  №4(72). Ч. 2. – С. 72-75. ИФ РИНЦ – 0,038.
  4. Таерова, И. А. Информационно-коммуникационная компетентность педагога колледжа / И. А. Таерова // Материалы Республиканской научно-практической конференции дорожно-транспортный комплекс: состояние, проблемы и перспективы развития. – 2015. – №2. – С. 121–129.
  5. Хуторской, А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие/ А. В. Хуторский. — М.: Издательство Эйдос, 2013. — 73 с.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Ирина Андриановна! Сейчас, в свете реализации профессионального стандарта «Педагог», у многих встает вопрос, а что такое ИКТ-комптентность (хотя и раньше это обсуждалось многими, но сегодня это стало особенно важным). Вы, на мой взгляд, неплохо разобрались уже в этом.

О.А. Козлов

Уважаемая Ирина Андриановна ! Вы не пытались формализовать уровни сформированности? Это могло бы стать серьезным инструментом в работе учителей.

wpDiscuz