НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Чеченина Светлана Ивановна
кандидат педагогических наук
Государственное казённое образовательное учреждение

Нижегородская областная специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат III-IV вида,
Ресурсный центр дистанционного образования детей
Россия, г.Нижний Новгород, e-mail: SI-nnov@yandex.ru

В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников, их социальной адаптации.

Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих «невыгодные» стартовые условия. Среди них особое место занимают дети со специальными потребностями и дети с ограниченными возможностями здоровья. Получению качественного образования такими детьми препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством. Тем не менее, в современных нормативно-правовых документах отмечено, что школы должны оказывать образовательные услуги всем детям, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом             как наиболее гуманное и наиболее  эффективное. Инклюзивное обучение — это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию для детей с особыми образовательными потребностями путем организации их обучения в общеобразовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей.

Осознание необходимости и перспективности перехода к инклюзивной форме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья  влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы, а это высвечивает и ряд проблем, требующих безотлагательного решения, среди которых:

  • нехватка специалистов, подготовленных для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования;
  • недостаточное методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса, не способное удовлетворить потребности специалистов сопровождения и педагогов, включённых в инклюзивную практику;
  • неготовность общества и самих лиц с ограниченными возможностями здоровья к взаимному принятию.

Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования, а также системы повышения квалификации.

Инклюзивное образование потребует от учителя, а значит и системы его подготовки и повышения квалификации, умения работать в новых технологиях:

  • включающего обучения,
  • безотметочного оценивания,
  • здоровьесберегающих технологий,
  • дистанционных и других.

Коррекционные школы располагают  опытом, который должен стать достоянием учителя инклюзивного обучения. Школы дистанционного обучения детей с ОВЗ располагают опытом и методическими материалами по организации обучения таких детей по всем предметам школьной программы.

Овладение современными информационными навыками протекает гораздо эффективней, если происходит не только на уроках информатики, а находит свое продолжение и развитие на уроках учителей-предметников.

Задача образовательного учреждения сегодня заключается в создании условий воспитания и обучения, способствующих не только усвоению учащимися программного материала, но и  появлению у каждого воспитанника механизма компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Использование дистанционных технологий в образовании повышает возможность вариативности способов получения образования, облегчает доступ к информации учителей и учащихся, позволяет по-новому организовать взаимодействие учеников и педагогов, способствует развитию познавательной самостоятельности школьников. Дистанционные технологии для детей с ОВЗ становятся иногда единственно возможными средствами  обучения, что накладывает на преподавателя особую ответственность в освоении новых методик и приёмов дистанционного обучения.

В литературе и на образовательных ресурсах интернета достаточно много опубликовано материалов по дистанционному обучению: дистанционные технологии обучения сегодня имеют  теоретический и практический потенциал. Дистанционные технологии для детей с ОВЗ изучены и описаны пока не достаточно полно.

Прежде, чем составить индивидуальный тематический план  учитель инклюзивного обучения  должен особенно внимательно рассмотреть физические возможности обучаемого при работе с компьютером: ввод и копирование   информации, возможности обмена информацией, умение  работать инструментами (карандаш, линейка, циркуль и пр.) в реальной среде, речевые возможности и скорости реализации  этих возможностей. Некоторые ученики имеют специализированные устройства ввода-вывода информации, особенности работы с которыми  необходимо учитывать при составлении индивидуального плана и в ежедневной работе.

Ограниченные возможности ученика определяют   повышенные требования  ко владению  учителем  информационных технологий.  Учитель в новых условиях обучения должен иметь уверенные навыки работы в офисных пакетах: работе с формулами, рисунками, таблицами, автотекстом, гиперссылками, возможностями электронных таблиц.  Низкий информационный уровень готовности  учителя,  определяет необходимость методического сопровождения такого учителя (возможно учителем информатики).

Учитель инклюзивного обучения должен уметь проводить групповые дистанционные занятия, используя системы коллективного общения, например, OPEN MEETING. На таких занятиях можно вместе разобрать   занимательные задачи, создавать  совместные проекты, удивлять друг друга созданными кроссвордами по предмету и многое другое. Для этих целей можно использовать среду свободного доступа LearningApps.org. Она позволяет легко создавать  приложения: кроссворды, викторины, он-лайн игры и другие интерактивные модули, а также пользоваться уже готовыми решениями.

Сегодня учитель  располагает и специализированным программным обеспечением. Например, учителю математики поможет « Живая математика» или «Геогебра». Это дает возможность легко проводить построения, прогнозируя результат, вычисляя закономерности и делая соответствующие выводы.  Преимущество таких программ  заключается в возможности построения компьютерных моделей. Компьютерные модели позволяют организовать наглядность на уроках,  формируют мировоззрение учащихся, развивают структурно-логическое мышление и повышают научно-теоретический уровень изложения материала.  Внося небольшие коррективы в начальные условия задачи, школьники могут наблюдать любые изменения в рассматриваемой задаче.  Это способствует формированию умений, связанных с прогнозированием результатов деятельности, образному представлению возможных решений задачи.

В данной работе поставлены лишь некоторые вопросы, которые необходимо учитывать при переходе  к инклюзивному обучению через построение и реализацию индивидуальных маршрутов освоения учебного материала, ориентированного на индивидуальные образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья .

Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Давыдова Л. Н. Каким должен быть путь россии к инклюзивному образованию? (по итогам Международной научной конференции «Инклюзивное образование в России. Проблемы и перспективы», г. Астрахань, 2008 г. ) / Л. Н. Давыдова, Т. Н. Симонова. — (Научная жизнь) // Гуманитарные исследованияN 3 (31). — С. 254-256. — Научная библиотека Астраханского государственного университета.
  2. Мёдова Н.А. Инклюзивное образование в схемах и таблицах: методическое пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2012. – 24 с.
  3. Современная методическая система математического образования: коллективная монография / Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, В.В. Орлов и др.; Под ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой, В.И. Снегуровой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 413 с.  26 п.л./3,8 п.л.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Светлана Ивановна! Действительно, проблема организации дистанционного образования сегодня очень актуальна, в частности для детей с ОВЗ. Сегодня уже накоплен определнный положительный опыт в этом направлении, но необходимо не останавливаться и дальше заниматься совершенствованием инклюзивного обучения… Спасибо Вам, что Вы эту работу ведете…

Надежда Николаевна

Доброго дня, Светлана Ивановна! Вы сотрудничаете со школами, в которых созданы ресурсные классы для детей с ОВЗ? Именно это направление работы поможет объединить усилия по реализации инклюзивного образования.

wpDiscuz