ВОЗМОЖНОСТИ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ВОЗМОЖНОСТИ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Кузнецов Тимофей Викторович
ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»
Россия, г.Москва e-mail: kuznetsovtv@mail.ru

Научный руководитель:
д.пед.н., проф. Т.Б. Захарова

Сегодня методическая система обучения информатике в основной школе динамично изменяется, стремясь обеспечить максимальное достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов новой концепции государственного стандарта общего образования. Постоянный поиск наиболее удачной методики в последние годы тесно связан с развитием средств информационных технологий, которые, по результатам дидактических и психолого-педагогических исследований обладают наибольшим потенциалом [1], [2], [3], [4].

Информационные технологии большинством ученых понимаются, как «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио- видеотехники и т.п., обеспечивающих операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации». Такие средства позволят обеспечить индивидуальный подход к обучению: адаптировать программу к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развивать их творческие способности, откроют новые источникам учебной информации, т.д. Таким образом необходимо использовать этот огромный потенциал средств информационных технологий в изучении всех дисциплин, чтобы создать благоприятные условия для развития личностных качеств, для лучшего усвоения предметных знаний и умений, и для более продуктивной самостоятельной деятельности обучающихся.

    В настоящее время для школ наиболее доступными образовательными средствами являются интерактивные доски, презентации, обучающие фильмы, имеющие сетевые версии мультимедийные CD-диски. Правда, за редкими исключениями эти материалы пока мало отличаются от обычных печатных изданий. По-прежнему основной теоретический материал представляется в знаково-символьной форме и сопровождается привычными готовыми статичными чертежами и рисунками. Учителей, в первую очередь, не устраивает то, что использование этих учебных материалов на уроке весьма проблематично и требует дополнительной подготовки к каждому уроку. Такие средства, как правило, рассчитаны на внеурочную индивидуальную самостоятельную работу.

Современный этап информатизации образования направлен на выработку единообразия подходов к использованию таких информационных источников, как образовательные электронные издания и ресурсы, электронные справочники, обучающие программы, тренажёры и другие. Создание такого рода каталога позволит структурировать различные информационные источники, которые, в свою очередь, позволяют, имея соответствующее техническое оснащение в классе:

  • организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
  • позволяют учащимся осуществлять сбор, хранение, обработку информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, работать в виртуальных лабораториях;
  • объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результативность обучения с требованиями государственного образовательного стандарта посредством интерактивных тестирований, диагностических и других работ;
  • управлять обучением адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;
  • создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;
  • оперативно обеспечить педагогов, обучаемых и родителей актуальной своевременной информацией, соответствующей целям и содержанию обучения;

Разумеется, для эффективной реализации современного взгляда на школьную информатику необходимо разработать соответствующие учебно-методические материалы, структурировать имеющиеся разработки. Можно сказать, что предстоит еще немалая работа по совершенствованию методики обучения информатике в школе, но есть все предпосылки, что многие проблемы будут решены успешно и школьная информатика будет занимать достойное место в системе общего образования, учитывая ее огромный общеобразовательный потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.п.н., М., 2007.
  2. Захарова Т.Б., Захаров А.С . Информатика как обязательный учебный предмет  в системе общего образования // Наука и школа, 2015. — №5.
  3. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Избранные главы учебника для VIII класса общеобразовательной школы // Образование и информатика, М.: 2007, №1 – 31 с.
  4. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебно-методическое пособие. — М.: «Дрофа», 2007
  5. Кузнецов А.А., Захарова Т.Б., Захаров А.С. Общая методика обучения информатике. 1 часть. – М.: МПГУ, 2014.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемый Тимофей Викторович! Совершенно с Вами согласна, что у современных информационных технологий огромный дидактический потенциал в повышении качества образовательного процесса. Это нужно использовать в практике обучения. Мне нравится, что Вы очень продуманно относитесь к преимуществам средств ИКТ. Ждем от Вас продолжения этой работы в виде опубликованных методических рекомендаций в этом направлении. Это сегодня очень актуальная работа

А.В. Горячев

Тимофей Викторович, Вы пишете о разнообразных формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний. Входит ли в сферу Ваших интересов извлечение информации из данных, то что называют data mining или интеллектуальный анализ данных?
Очень хотелось бы увидеть, как выглядит интеллектуальный анализ данных на самых простых примерах, доступных школьникам.
Спасибо.

Р.М. Магомедов

Уважаемый Тимофей Викторович! Спасибо Вам, что Вы затрагиваете весьма актуальную тему. Безусловно, для повышения качества образования и достижения современных образовательных результатов, необходимо использовать дидактический и методический потенциал современных информационных технологий.

О.А. Козлов

Уважаемый Тимофей Викторович! Концепция ясна, а вот что Вы понимаете под повышением эффективности обусения?

wpDiscuz