О ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЕРВИСОВ ВЕБ 2.0 В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

О ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЕРВИСОВ ВЕБ 2.0 В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Огурцова Елена Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент

Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский
 государственный университет»
Россия, г.Шуя
e-mail: ogurcova-elena@mail.ru

В связи с внедрением сервисов Веб 2.0 в образовательный процесс учитель должен обладать определенным уровнем подготовки к их применению. И если использование презентаций и интерактивных досок уже становится довольно привычной практикой, то сервисы Веб 2.0 для многих педагогов остаются еще мало освоенными и востребованными. Педагогические вузы должны принять активное участие в процессе подготовки будущих учителей, способных использовать сервисы Веб 2.0 на высоком профессиональном уровне. По нашему мнению, заинтересованными сторонами в организации такой подготовки являются непосредственно студенты и опосредованно вуз. Студентам это необходимо для формирования опыта практического использования сетевых сервисов в образовательном процессе, эффективной, успешной профессиональной деятельности в дальнейшем, а вузу — для повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг и обеспечения качества образования.

Для обучения студентов педагогического вуза в указанном выше направлении нами разработана система формирования профессиональных умений по использованию Веб 2.0 сервисов [1].

В подготовке студентов к использованию сервисов Веб 2.0 в образовании важную роль играет курс «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе». В рамках курса обучение работе с указанными сервисами идет в двух направлениях:

  • изучение функциональных возможностей сервисов,
  • рассмотрение педагогических сценариев использования сервисов.

Сервисы, с которыми познакомились студенты, включаются в их учебную деятельность. Например, сервис социальных закладок они начинают использовать при подготовке к последующим учебным занятиям курса; социальная сеть «Вконтакте» применяется студентами для организации коллективного взаимодействия; сервис Документы Google для совместного создания и редактирования документов и презентаций.

В системе подготовки студентов к использованию сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе предусмотрено место для учебно-методических задач. В ходе их решения студент способен получить новые знания и умения, реализовать и развить профессиональные качества. Использование таких задач при подготовке студентов позволяет осуществить моделирование в учебной деятельности аспектов будущей профессиональной деятельности. В разработанную нами систему входят различные виды учебно-методических задач. Рассмотрим в качестве примера некоторые из них.

  1. Вопросы на усвоение теории. Дайте определение сервиса создания диаграмм связей. Укажите его отличительные черты. Приведите ссылки на сайты, представляющие данный сервис. Опишите возможные способы использования педагогом рассматриваемого инструмента.
  2. Задания для развития навыков работы с сервисами Веб 2.0. Используя сервис социальных закладок, подберите коллекцию учебных игр по информатике.
  3. Задания на обоснование своей точки зрения. Отберите группу педагогических методов и приемов, адекватных современным возможностям социальных сервисов. Обоснуйте свой выбор
  4. Задания с использованием метода инверсии. В качестве учеников выполните задание: «Ответьте, используя Google Планета Земля, на проблемный вопрос: покрыта ли снегом вершина Килиманджаро?». Определите время, которое затратите на его выполнение. Будет ли оно соответствовать гигиеническим требованиям к работе учащихся за компьютером?
  5. Работа с глоссарием. Дополните глоссарий по теме «Сервисы Веб 2.0 в образовании». Используйте для коллективной работы сервис Документы Google.
  6. Обсуждение вопросов. Какие методические советы можно дать учителю, приступающему к использованию сервиса создания 3D-книг?
  7. Высказывание оценочных суждений. Познакомьтесь со статьей «Фейсбук делает нас тупыми?» в «Комсомольской правде» и комментариями к ней (http://kp.ru/daily/25762.3/2746715/). Как Вы считаете, насколько серьезно влияет Интернет на развитие, образование и воспитание современных школьников? Что можно ждать от «поколения Next» в будущем? Насколько мы с Вами готовы обучать таких детей?
  8. Создание облака слов. Выделите ключевые слова темы «Географические сервисы». Используя сервис Wordle, создайте визуальное представление ключевых слов темы в виде облака слов.
  9. Подготовка инструкций для работы. На примере одного из сайтов сервиса разработайте инструкцию для работы учителя (ученика) с этим сервисом. Разместите их, используя Google-документы.
  10. Проектирование учебных материалов. Придумайте тему радиопередачи продолжительностью 4-6 минут. Подготовьте аудиоматериал. Используйте подкаст для размещения своего аудиофрагмента.
  11. Разработка методических рекомендаций. Разработайте методические рекомендации к уроку на основе интеграции традиционных методов и инновационных технологий с использованием социальных сервисов. Оформите их, используя сервис для совместного создания и редактирования презентаций.
  12. Анализ собственного опыта изучения сетевых сервисов. Спрогнозируйте, какие трудности могут возникнуть у учителя (ученика) при освоении сервиса, подберите задания для их устранения. Разместите их в своем блоге.
  13. Составление резюме. Составьте короткое резюме изученного материала для предоставления его другим мини-группам. Структура резюме может быть следующей:
  • Сервис способствует решению педагогических задач:…..
  • Сервис развивает качества личности:…..
  • Сервис формирует и развивает способы деятельности:…..
  • Сервис возможно использовать при групповой деятельности учащихся так:…..
  • Сервис возможно использовать для обмена опытом с коллегами так:…..
  • Ограничения сервиса:…..
  • Наиболее понравившийся сайт сервиса:…..
  1. Подготовка рекламных проспектов. Составьте рекламный проспект об изученном сервисе, например «ВикиВики для образования».
  2. Проведение анкетирования. Разработайте примерный набор вопросов для изучения мнения учащихся и (или) учителей об использовании сервисов Веб 2.0. Проведите анкетирование, используя Google-формы. Проанализируйте его результаты.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Огурцова Е.Ю. О подготовке студентов педагогического вуза к использованию сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе // Актуальные вопросы методики обучения математике и информатике. Ульяновск, 2014.- С. 235-241.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Елена Юрьевна! На мой взгляд, Вы предлагаете интересный подход к использованию сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе. У Вас это в виде отдельного курса или в рамках различных дисциплин? Или может быть при организации самостоятельной работы студентов, может быть в их научно-исследовательской деятельности?

Р.М. Магомедов

Уважаемая Елена Юрьевна! Скажите, пожалуйста, в Вашем курсе Вы рассматриваете использование сервисов Веб 3.0 или только Веб 2.0? Спасибо!

С.В. Вабищевич

Уважаемая Елена Юрьевна! Скажите, пожалуйста, какой сервис больше всего используете Вы сами и какой пользуется популярностью у студентов?

wpDiscuz