УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ. ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ.

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ. ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ.

Калмыкова Любовь Юрьевна
МБОУ «СОШ №1»
Россия, г.Ивантеевка
e-mail: ld1512@yandex.ru

Недавно в школе провели эксперимент. На вакантное место учителя информатики взяли профессионального программиста. Расчет был простой – подтянуть олимпиадную информатику, профильное обучение, кружковую работу. Надо сразу сказать, эксперимент провалился. Специалист не нашел общий язык ни с детьми, ни со взрослыми.

Вопрос о новом учителе вновь открыт. Но мы решили более внятно сформулировать требования к новому специалисту. Получился довольно внушительный список, куда, кроме стандартных требований наличия образовния и, по возможности, опыта и категории, вошли и ряд специфических. Вот что у нас получилось.

  1. Знание не только школьной программы в полном объеме, но и новейших тенденций развития науки. Более того, способность и желание постоянно развиваться. Не секрет, что IT – одна из наиболее динамично развивающихся областей жизнедеятельности. Регулярно обновляется программное обеспечение, появляются новые технологии обработки информации, новые устройства.
  2. Умение не давать готовые знания и навыки, а научить учиться, самостоятельно разбираться с программным обеспечением и техникой. В свете сказанного выше, в сфере IT готовые знания – это помеха при изучении нового «старого» продукта. Как часто приходится наблюдать, что после обновления и смены интерфейса пользователь теряется и просит вернуть все, как было. Поэтому главное, чему должен научиться школьник – осваивать продукт самостоятельно на основании имеющихся знаний. Здесь нужна особая методика преподавания, отличная, скажем от методики преподавания математики или физики.
  3. Умение быстро переключаться. Во первых, между различными методами преподавания. Школьный курс информатики – это не только ИКТ, но и теоретическая информатика. Вот здесь уже нужны знания методики преподавания математики и собственно самой математики на высоком уровне. Во вторых, между стилями общения и подходами к обучению. Информатику преподают не только в старшей школе, но и в 2-6 классах. И в расписании классы могут чередоваться весьма разнообразно.
  4. Знание возрастной психологии, причем не только детей, но и взрослых. Хотя в школе и положен по штату техник или инженер для обслуживания компьютерной техники, она не может конкурировать по уровню зарплат с различными фирмами. Поэтому в школе такую работу часто выполняет учитель информатики. И здесь приходится общаться и, главное, обучать коллег всех возрастов, уровней подготовки, возможностей и желания. Порой очень сложно бывает найти правильные слова для опытного учителя, упорно не желающего осваивать программное обеспечение и уверенного, что ему это не надо. А если надо, то всегда найдется кто-то более молодой, кто возьмет на себя, так скажем, секретарские обязанности.
  5. Не бояться говорить «я не знаю». Бывает и такое, что дети задают вопросы, ответы на которые мы не знаем. Особенно, если дело касается новейших технологий. Страх потерять свой авторитет может сыграть злую шутку с учителем. Очень важно научиться спокойно обсуждать такие вопросы, и узнавать у детей что-то новое.
  6. Системность. Как бы ни был велик соблазн натаскивать учеников при подготовке к экзаменам на некоторый конкретный тип задач, учитель должен, в первую очередь, дать глубокие базовые знания по каждой теме. И научить общим подходам к решению задач. Это единственный путь к успешной сдаче не только ЕГЭ, но и последующих экзаменов.

Большинству из этих требований удовлетворяют выпускники педагогических вузов. Они молоды, энергичны и полны идей. Но, как показывает практика, очень часто со временем на смену креативности приходит консерватизм, уверенность в своем опыте, знаниях и непогрешимости. И именно для учителя информатики это может стать фатальным при работе с новыми детьми, которые также стремительно меняются от поколения к поколению, как и информационные технологии. Хотелось бы, чтобы прививку от косности и консерватизма делали еще во время учебы в вузе…

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Любовь Юрьевна! Очень интересно Ваше отношение к профессиональным качествам учителя информатики. Совершенно с Вами согласна. Современный учитель информатики — это не только специалист, прекрасно знающий предмет, но и должен иметь хорошую психолого-педагогическую базу . Наша задача — подготовить учителя информатики нового типа, который сможет реализовывать дидактически обоснованную методику обучения информатике с учетом новых требований ФГОС ОО и др.

А.В. Горячев

Любовь Юрьевна, Вы пишете, что эксперимент по привлечению программиста в школу провалился. Но если я правильно понимаю, остались неудовлетворёнными пожелания «подтянуть олимпиадную информатику, профильное обучение, кружковую работу». Не появились ли у Вас соображения о способах решения этой проблемы? Пусть соображения самого общего характера.
Спасибо.

Надежда Николаевна

Любовь Юрьевна, здравствуйте! Спасибо Вам за такой внятный список требований! Полностью согласна, ни убавить, ни прибавить!

О.А. Козлов

Уважаемая Любовь Юрьевна! Совершенно с Вами согласен, сам такое проходил. А шкалу по видам деятельности создать не пытались?

Л.В. Вяткина
Здравствуйте! какая общительная аудитория. Замечательно. Спасибо Любови Юрьевне. Первая неделя февраля в Пермском крае была не учебной. В нашей школе проходил марафон мастер-классов по теме «Технологии формирование УУД в свете требований ФГОС». (нач. школа, средняя и основная, дополнительное образование) с приглашение школ района.Одним из итоговых документов был «Портрет современного учителя». «Специалист широкого профиля». Приятно было слышать, что по всем рамкам сюда без комментариев попадают учителя информатики. А это обычно учителя среднего и старшего звена, поэтому открытым вопросом остается преподавание информатики в начальной школе. Эта категория учителей напугана теоретической составляющей, а учителей информатики озадачивает методическая сторона преподавания преподавания в начальной школе.… Read more »
wpDiscuz