ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Грабко Екатерина Юрьевна
кандидат педагогических наук

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный
педагогический 
университет им. И. Я. Яковлева»
Россия, г.Чебоксары, e-mail: uimo_chgpu@mail.ru

Целями государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий являются создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

Анализ основных направлений и тенденций развития передовых в экономическом отношении стран показывает, что информационное обеспечение деятельности системы высшей школы является одним из ключевых условий, определяющих последующее ускоренное развитие экономики, науки и культуры.

В России в последние годы был принят ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательных организациях, а также обеспечивающих их эффективную информационную деятельность.

Одним из нововведений, согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», стало признание электронного образования и применения дистанционных образовательных технологий на различных уровнях образования. Одной из целей закона также является закрепление современных требований к образовательному процессу, связанных с внедрением новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. Федеральным законом № 273-ФЗ предусмотрена возможность использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, которые не являются новшеством. Об этом говорилось и ранее, однако Закон № 273-ФЗ предполагает более детальное их регулирование.

В ст. 16 Федерального закона № 273-ФЗ приведены основы реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].

Согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р) в последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство [2]. В первую очередь, речь идет о вхождении России в Болонский процесс, повышении гибкости образовательных программ, в том числе за счет внедрения информационных и коммуникационных технологий и обеспечения информационной открытости высших образовательных организаций.

В качестве локального нормативного акта, регламентирующего информационное обеспечение деятельности в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» выступают следующие документы:

  • Концепция информатизации Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева на 2012–2015 годы (утверждена решением Ученого совета 24 февраля 2012 г.);
  • Концепция информатизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» на 2016–2020 годы (утверждена решением Ученого совета 25 декабря 2015 г.).

Данные нормативные документы представляют собой систему положений, определяющих основные цели, задачи, направления и приоритеты информационного развития педагогического университета в современных социально-экономических условиях.

Приоритетными задачами информационного обеспечения учебного процесса вуза выступают:

  • внедрение и активное использование в учебном процессе вуза дистанционных и сетевых образовательных технологий (on-line и off-line технологии);
  • создание системы трансляции on-line лекций, как в пределах университета, так и в сеть Интернет;
  • обеспечение всех дисциплин, изучаемых в университете, сетевыми учебно-методическими комплексами нового поколения;
  • интеграция электронных образовательных ресурсов в традиционный учебный процесс;
  • активное использование в учебном процессе системы тестирования учебных достижений студентов;
  • совершенствование ИКТ-компетентности преподавателей и сотрудников вуза на основе активного развития и использования программно-дидактических средств обеспечения разных сторон педагогической деятельности;
  • совершенствование содержания подготовки кадров в соответствии с ФГОС ВПО, ФГОС ВО 3+, современным состоянием ИКТ, потребностью системы образования в ИКТ-компетентных специалистах, а также с личностными потребностями обучающихся;
  • развитие систем дополнительного профессионального образования в области информационных технологий, сертифицированного обучения, двухуровневого высшего образования (бакалавриат и магистратура) в области информационных технологий и прочее [3].

В 2011 году в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева был организован процесс по внедрению дистанционных образовательных технологий в учебный процесс вуза. Проанализировав различные системы, предлагающие возможность дистанционного обучения, управление информатизации и мониторинга образования остановило свой выбор на системе дистанционного обучения Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Сайт дистанционного обучения ЧГПУ им. И. Я. Яковлева доступен по адресу http://www.moodle21.ru.

На сайте преподаватели создают собственные дистанционные курсы для бакалавров и магистров направления подготовки «Педагогическое образование» и прочих направлений. Примером таких сетевых учебно-методических комплексов можно назвать:

  • Актуальные проблемы методики обучения геометрии в условии реализации ФГОС СОШ (Физико-математический факультет);
  • Совершенствование методик подготовки старшеклассников к ЕГЭ по математике (Физико-математический факультет);
  • Основы искусственного интеллекта (Физико-математический факультет);
  • Теоретические основы информатики (Физико-математический факультет);
  • Теория систем и системный анализ (Физико-математический факультет);
  • Высшая геометрия (Физико-математический факультет);
  • Методика обучения русскому языку и литературному чтению (Психолого-педагогический факультет);
  • Психология (для студентов направления подготовки бакалавров «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование») (Психолого-педагогический факультет);
  • Психология детей дошкольного и младшего школьного возраста (Психолого-педагогический факультет);
  • Музыкально-эстетическая культура (Психолого-педагогический факультет);
  • Теория и методика музыкального воспитания (Психолого-педагогический факультет);
  • Анатомия и морфология продуктивных животных (Факультет естественнонаучного образования);
  • Возрастная анатомия, физиология и гигиена (Факультет естественнонаучного образования);
  • История немецкого языка (Факультет иностранных языков);
  • Латинский язык: продвинутый этап (Факультет иностранных языков);
  • Грамматика английского языка в коммуникативных ситуациях (Факультет иностранных языков) и так далее.

Учебные группы бакалавров и магистров получают доступ к тому или иному курсу на определенный срок (семестр или более согласно плану).

В условиях современных тенденций уменьшения количества студентов и часов очных занятий (особенно это заметно для заочной и очно-заочной форм обучения) применение дистанционный образовательных технологий при организации обучения бакалавров и магистров по направлению подготовки «Педагогическое образование» особенно актуально.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ // Интернет-портал «Российская газета» – URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (03.02.2016)
  2. «Развитие образования» на 2013–2020 годы [Электронный ресурс] : государственная программа Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г., № 2148-р) // Интернет-портал «Российская газета» – URL: http://www.rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok.html (19.01.2016)
  3. Концепция информатизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» на 2016–2020 годы (утверждена на заседании Ученого совета 25.12.2015 г.) [Электронный ресурс] // сайт УИиМО ЧГПУ им. И. Я. Яковлева – URL: http://uimo.chgpu.edu.ru/index.php/docsui (15.01.2016)
  4. Лавина, Т. А. К вопросу формирования компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования / Т. А. Лавина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. –  –  №4(72). Ч. 2. – С. 72-75.
  5. Когаловский, М. Р. Перспективные технологии информационных си-стем / М. Р. Когаловский. – М. : ДМК Пресс; Компания АйТи, 2003. – 288 с.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Екатерина Юрьевна! Сегодня высказывается немало различных мнений по использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе, подчеркиваются достоинства и недостатки. Видно, что у Вас есть уже практический опыт в этом и готовы поделиться им с нашими коллегами.

wpDiscuz