ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОО

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОО

Штарева Нина Алексеевна
МБДОУ «Детский сад «Сказка»
Россия, Владимирской обл., пос.Никологоры
e-mail: ninash@inbox.ru

Эпоха глобальной информатизации привела к активному применению во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий, на что ориентировано и развитие системы образования современной России.  Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первой ступенью общего образования, и в настоящее время в образовательном процессе каждого дошкольного учреждения применяются информационные технологии. Современные дети, прежде чем научиться читать и писать, знакомятся с компьютером, и знакомство это начинается в дошкольном возрасте.  Информатизация дошкольного образования — процесс объективный и неизбежный.

 Под информационно-образовательной средой (ИОС) подразумевается совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов эффективного информационно-учебного взаимодействия между обучаемыми, педагогами и средствами новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Создание информационной образовательной среды ДОО – это процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий  во все направления работы дошкольного учреждения. ИКТ используются в работе с детьми, родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность ДОО способствует интеграции различных направлений образовательного процесса, повышает его эффективность и качество.

 Особую актуальность вопрос развития ИКТ приобрел с введением ФГОС ДО,   поскольку современные требования к кадровому обеспечению  реализации образовательной программы включают в себя наличие  у педагогов основных компетенций, связанных  с  освоением ИКТ и умением их использовать в педагогической практике. В исследованиях В.П. Короповской информационная компетентность педагога определяется как способность и готовность организовывать свою профессионально-педагогическую деятельность с использованием средств информационных и коммуникационных технологий; осуществлять информационное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. Информационная компетентность — это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи информационных технологий. Очевидно, что педагог, обладающий информационной компетентностью, имеет качественное преимущество перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Для повышения качества профессионального развития воспитатели посещают региональные курсы повышения квалификации, учатся и делятся опытом на муниципальных методических объединениях, способствует этому и методическая работа внутри ДОО.  В эпоху глобальной информатизации востребованным становится использование ИКТ в образовательной среде ДОО. Как показывает практика, без  информационно — коммуникационных технологий уже невозможно представить современное дошкольное учреждение, которое, являясь частью общества, движется и развивается вместе с ним. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инноваций воспитательно-образовательного процесса. Воспитатели  детского сада обучаются на специализированных курсах, создают презентации, мультфильмы для работы с детьми и родителями, используют обучающие компьютерные игры для детей, участие в вебинарах и конкурсах различного уровня способствует повышению их профессиональной компетентности.

 Правильно организованная ИОС ДОО, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, повысить мотивацию детей, обеспечить наглядность представления любого материала, обучать предпосылкам самостоятельного получения знаний.

  Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОО, повысить его эффективность, обеспечить открытость работы ДОО для родителей и  для вышестоящих организаций. Сайты ДОО являются эффективными механизмами взаимодействия педагогического коллектива с родителями в практике социального психолого-педагогического сотрудничества. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОО, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, своевременно получать объявления. Кроме этого сайт детского сада или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию от психолога, логопеда, медсестры и других специалистов о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.

Однако выявляется ряд проблем:

  • на методическом уровне — необходимость разработки нужного информационно-методического обеспечения для ведения воспитательно-образовательной деятельности, проведения непосредственно-образовательной деятельности, обучения педагогов методике ее проведения;
  • на уровне создания условий – отсутствие достаточного финансирования для приобретения необходимого мультимедийного оборудования;
  • на уровне кадрового обеспечения – отсутствие в ДОО квалифицированного специалиста, обладающего высоким уровнем информационной компетентности.

В наш век быстроразвивающихся технологий и дошкольному образованию оставаться на старом уровне нельзя, но с помощью старых знаний нового образования не построить, поэтому возникает необходимость развиваться, учиться, постигать новое.  Однако следует отметить стремление педагогов ДОО  идти в ногу со временем, работать и творить в режиме развития, изучать возможности использования информационных технологий в практической деятельности, принципиально иначе подходить к оценке возникающих проблем в организации воспитательно-образовательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аниськин В.Н. Особенности современной информационно-образовательной среды и проблемы кибернетического обучения // Фундаментальные исследования, 2005. – № 3. – С. 81-82
  2. Короповская В.П. Непрерывное формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы: Дис. …к.п.н. Н.Новгород, 2010.
  3. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы: учебное пособие / Ю.Г. Коротенков. – М.: Академия АйТи, 2010. – 152
  4. Прищепа С.С., Храмцова Н.В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2008.-№6.-С.88.
  5. Сыщикова, А. В. Методическое сопровождение педагогов по использованию информационных технологий в образовательном процессе/ А. В. Сыщикова, Д. Б. Зернова // Современное дошкольное образование. Теория и практика,  2012. — № 5. — С.64-75
  6. Ушакова Е.В., Гагарина Н.В., Пахомова С.Е. Организация единого информационно-образовательного пространства // Управление ДОУ, 2011. — №9.- С.10-24
  7. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования  (утверждён  приказом  Министерства образования и науки  РФ  № 1155 от 17 октября  2013г.)

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Нина Алексеевна! Вы совершенно правы, что поднимаете проблему разработки учебно-методических материалов по использованию возможностей современной информационной образовательной среды в ДОО. Требования к ИОС прописаны во ФГОС дошкольного общего образования, а методических материалов явно недостаточно для реализации этих идей

О.А. Козлов

Уважаемая Нина Алексеевна! Вы подняли очень важный вопрос, здесь действительно много нерешенных проблем. А какие разработки — методические и программные — используете Вы?

wpDiscuz