ОБОСНОВАНИЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДЕТОВ К УЧАСТИЮ В ОЛИМПИАДАХ ПО КРИПТОГРАФИИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ОБОСНОВАНИЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
КАДЕТОВ К УЧАСТИЮ В ОЛИМПИАДАХ ПО КРИПТОГРАФИИ

Чиркова Марина Владимировна
Северный арктический федеральный
университет имени М.В. Ломоносова
Россия, г.Архангельск
e-mail: mchircova@mail.ru

Научный руководитель:
к.пед.н., доц. О.Н.Троицкая

В реалиях современных мировых процессов, связанных с политической обстановкой в мире,  глобальной информатизацией общества разработка национальной стратегии информационной безопасности ведется на уровне правительств в разных странах мира. Именно поэтому они уделяют большое внимание образованию школьников, которым в будущем можно доверить обеспечение информационной безопасности страны. Не менее важно, чтобы из них выросли не только хорошие специалисты, но и патриоты своей Родины. «У нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», сказал президент РФ В. Путин [3].

В подтверждение его слов о том, что ключевой национальной идеей является патриотизм, в России с каждым годом увеличивается число кадетских классов и школ. Только в г. Архангельске открыты три специализированные морские школы и более 70 общеобразовательных кадетских классов. С развитием кадетского движения в стране связывают большие надежды военные и гражданские вузы, призванные готовить специалистов в сфере информационной безопасности. Это объясняется тем, что в таких образовательных учреждениях весь учебный процесс проникнут идеей патриотизма, в нем реализуются воспитательные возможности всех общеобразовательных предметов в плане практической подготовки будущего защитника Отечества, тем самым кадеты мотивированы на служение  своему народу [5].

Следует отметить, что в ряде кадетских школ и кадетских классов общеобразовательных школ России имеется некоторый опыт работы с криптографическим материалом, а именно разрабатываются и апробируются задачи шифровки и дешифровки информации во время проведения военно-спортивных мероприятий кадетов. [6].

Значимость владения приемами информационной защиты подчёркивается во ФГОС основного общего образования, где указана  необходимость формирования «навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права»[1]. Необходимость сформированности представлений о кодировании и декодировании данных и причинах их искажения при передаче по сетям, о способах хранения и простейшей обработке данных, о базах данных и средствах доступа к ним отмечается и в ФГОС среднего (полного) общего образования [1]

Вместе с тем, в школьном образовании не предусмотрено ознакомление с криптографией ни в качестве отдельного учебного предмета, ни в качестве раздела школьного курса математики или информатики. Среди учебных заведений, занимающиеся вопросами криптографии для школьников, можно отметить Академию ФСБ России, Академию криптографии РФ и Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области информационной безопасности. Они находят подающих надежды школьников, занимаются их профориентационной подготовкой к обучению в специализированных вузах и факультетах [4]. При приеме в такие учебные учреждения особо приветствуются выпускники кадетских классов, школ и победители олимпиад по математике и криптографии.

Чтобы подготовить кадетов в патриотически-ориентированной образовательной среде на служение Отечеству в области компьютерной безопасности, необходимо выявить среди них наиболее способных к математике. Известно, что математические способности проявляются уже в раннем возрасте. Для таких детей созданы возможности углублённо изучать школьный курс математики, заниматься дополнительно. Механизмом выявления и стимулирования талантливых юных математиков являются олимпиады. Следует отметить, что отечественной традиции поиска одарённых детей при помощи проведения олимпиад школьников уже более 80 лет. В Советском Союзе идея олимпиады объединила научных работников, преподавателей вузов, аспирантов, студентов, которые стремились выявить одаренных молодых людей, помочь их становлению. Этот общественный феномен был замечен и поддержан государством и первая математическая олимпиада в России состоялась в Ленинграде в 1934 году по инициативе математика Б.Н. Делоне. Первой математической олимпиадой, в которой приняли участие несколько областей РСФСР, стала проводившаяся в Москве олимпиада 1960 года. Её иногда называют «нулевой» Всероссийской математической олимпиадой школьников. Официальная нумерация началась с 1961 года. В конце 50-х — начале 60-х годов прошлого столетия математические олимпиады стали традиционными для многих городов Советского Союза, их проводили университеты и пединституты совместно с органами народного образования. С 1967 года эта олимпиада получила официальное название — «Всесоюзная олимпиада школьников по математике» [2]

Несмотря на то, что криптография, как наука, бурно развивалась в России после Великой Отечественной войны, олимпиад школьников по криптографии до 1991 года не проводилось вообще, хотя страна нуждалась в специалистах по информационной безопасности. Школьные олимпиады по математике и криптографии — это первые олимпиады для обнаружения юных дарований в сфере информационной безопасности. Проводятся они с целью выявления школьников с математическими и криптографическими способностями по всей стране [4].

С 1991/92 учебного года Академия криптографии Российской Федерации и Институт криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России проводят ежегодную олимпиаду школьников по математике и криптографии для учащихся 8-11 классов. Олимпиада вызывает большой интерес у школьников необычностью своего жанра и уже с первых лет собирала несколько сотен участников из Москвы и Подмосковья. С 2007/08 учебного года олимпиада стала межрегиональной.  Благодаря помощи вузов, входящих в состав Учебно-методического объединения по образованию в области информационной безопасности,  очный тур проводится в более чем 30 регионах России, а участвуют в нем около 2000 школьников. Министерство образования и науки России с 2008/09 года включило олимпиаду по математике и криптографии в Перечень олимпиад школьников, что позволяет предоставлять льготы победителям и призерам при поступлении в вузы.

Задачи первых олимпиад, в основном, содержали материал о ручных шифрах, некоторые из которых применялись еще до нашей эры. Позднее появились задачи современной криптографии, содержащие шифры с открытым ключом и криптографические протоколы. Возник цикл задач, относящихся, скорее, к области защиты информации, чем собственно к криптографии. При составлении вариантов заданий олимпиады для различных возрастных категорий особое внимание уделяется оценке сложности задач и времени, отводимому на их решение. Главная задача олимпиады — поддержание интереса школьников к математике, популяризация области криптографии. Судя по количеству участников олимпиады в самых разных регионах России,  это удается [7]. Однако в этом списке отсутствуют наши соотечественники из арктического региона, хотя в САФУ имени М.В. Ломоносова готовят специалистов по информационной безопасности.

В этой связи в настоящее время с целью развития интереса к данной области знаний, нами разработан образовательный проект по пропедевтике  криптографии среди учащихся 5-6-кадетских классов. Проект нацелен на организацию занятий с кадетами по ознакомлению с историческими методами шифровки и дешифровки информации, а также применению этих знаний в практической деятельности. Предусмотрено проведение заочного и очного этапов предметной олимпиады по криптографии  для 5-6 классов. Это обеспечит   подготовку их в будущем (в 8-11 классах) к участию в межрегиональных олимпиадах по математике и криптографии и помощи в выборе будущей профессии, связанной с обеспечением безопасности и укрепления обороны страны.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] URL: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/- статья в интернете
  2. Всероссийская олимпиада — История движения [Электронный ресурс] URL: http://a-elita.net/all_russian_olympiad/history/ — статья в интернете.
  3. Встреча Владимира Путина с активом Клуба лидеров [Электронный ресурс] URL:  http://www.putin-today.ru/archives/20375 — статья в интернете.
  4. Межрегиональная олимпиада школьников по математике и криптографии [Электронный ресурс] URL:http://cryptolymp.ru/cryptolymp/of_competition.php. статья в интернете.
  5. Чиркова, Л.Н. Опыт проектирования кадетского компонента содержания образования по физике. / Л.Н. Чиркова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 21-1. с. 210-214.
  6. Чиркова Л. Н. Проектирование содержания образования в кадетской школе. [Электронный ресурс] URL: http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=685392 — статья в интернете.
  7. Школьники на стезе криптографии. [Электронный ресурс] URL:http://www.journal.ib-bank.ru/pub/300 статья в интернете.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Марина Владимировна! Вы совершенно правы, что необходимо изучать вопросы криптографии в системе школьного образования, в том числе готовить кадетов к олимпиадам по криптографии. Думаю, что уже с 5-6 класса в курсе информатики этим вопросам целесообразно уделять внимание и дальше развивать как в рамках обязательного курса информатики так и во внеурочной деятельности, в том числе в проектной и учебно-исследовательской деятельности

Лидия Николаевна Чиркова

Коллеги! Вы занимаетесь не только вопросами криптографии, но и воспитываете тем самым патриотические чувства у подрастающего поколения, что в свете основной национальной идеи России — воспитании патриотизма, является важным компонентом становления нового человека информационного общества.

wpDiscuz