ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Вабищевич Светлана Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент

Учреждение образования «Белорусский
государственный педагогический

университет имени Максима Танка»
Республика Беларусь, г.Минск
e-mail: wsw105@tut.by

Формирование единого информационного пространства – одна из главных составляющих нашего времени. Компьютеризация образования как часть данного процесса выдвигает новые требования к подготовке высо-коквалифицированных кадров, способных использовать в своей профессиональной деятельности достижения современной информатики и педагогической науки. Отдельные аспекты проблемы подготовки будущих учителей информатики решались в контексте ориентации на широкий профиль подготовки специалиста, на изучение и применение конкретных компьютерных технологий. Основываясь на идеях системного и деятельностного подходов, а также культурно-праксиологической концепции И.И. Цыркуна [1] одним из условий подготовки будущих специалистов является рассмотрение процесса методической подготовки будущих учителей информатики как открытой системы, которая предполагает управление дидактическим процессом с оптимальными затратами сил и средств. Разнообразие моделей этого подхода объединяет то, что организацию они рассматривают не как простую сумму отдельных компонентов, а как систему и как совокупность взаимосвязанных частей, образующих целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств ее составляющих. При этом акцент делается на изучении состояния организации в большой системе.

Организация как открытая система взаимодействует с внешней средой, обмениваясь с ней информацией, материалами, следовательно, ее эффективность определяется не только системными качествами, но и условиями среды. Последние постоянно изменяются, поэтому, для того чтобы оставаться эффективной, организация должна развиваться, приобретая новые качества, соответствующие праксиологическим характеристикам деятельности субъекта [2]. Открытость системы методической подготовки будущих учителей информатики, обращенной к достижениям педагогической науки и прогрессивной практики в сфере продуктивного использования педагогического потенциала компьютера в образовании позволяет организовать реальное продуктивное персонифицированное взаимодействие всех ее субъектов, создает условия, в которых личность может совершать более свободные и самостоятельные поступки, где можно будет сделать больше, чем в замкнутой системе. В качестве одного из основных видов обучения в процессе подготовки будущих учителей информатики мы используем компьютерное обучение.

Естественными состояниями открытой системы являются неравновесность и нелинейность, имманентным свойством которых выступает стремление к самоорганизации. Успешность такой подготовки определяется также длительными, устойчиво-последовательными, непрерывными занятиями по специальным и методическим дисциплинам, на спецкурсах и факультативах, в процессе самостоятельной работы с обязательным применением новейших методов, форм и средств обучения. При этом межпредметные связи специальных и методических дисциплин разрешают существующее в предметной системе обучения противоречие между разрозненными по предметам усвоения знаниями и необходимостью их комплексного применения в практике (профессиональной деятельности). Умение комплексного применения знаний, их синтеза, переноса идей и методов из одной науки в другую лежит в основе творческого подхода к профессиональной деятельности.

Раннее включение (начиная с 1-го курса) студентов в деятельность с применением компьютерных технологий позволяет сформировать у них собственный запрос, доминанту на такой вид подготовки, обеспечивает опережающее изучение теории и методики обучения. Рассмотрев компьютерное обучение в контексте развития операционных систем и парадигм программирования, было установлено, что их применение открывает совершенно новые, еще не исследованные особенности обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций: цифровые образовательные ресурсы адаптируются к индивидуальным особенностям обучаемых; контроль выполнения учащимся действий производится на уровне промежуточных операций; учение становится интерактивным, а степень его самостоятельности и интенсивности увеличивается.

Учитывая сложность и многоплановость системы методической подготовки будущих учителей информатики к обучению в общеобразовательной школе продолжительность непрерывной методической подготовки студентов требует объективной дифференциации ее по этапам: пропедевтика, методическая школа, методическое созидание. Этап «пропедевтика» осуществляется при изучении информатики на 1–3 курсах; «методическая школа» реализуется при изучении методики преподавания информатики и компьютерных технологии в образовании на 4 и 5 курсах, а также при написании курсовых работ и во время прохождения практики. Факультативы и спецкурсы имеют место на этапе «методическое созидание».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Цыркун, И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитар-ной сферы / И.И. Цыркун. – Минск : Тэхналогія, 2000. – 326 с.
  2. Цыркун, И.И. Культурно-праксиологический подход к моделированию компетенцию будущего педагога/ И.И. Цыркун, С.И. Невдах// Весці БДПУ. Сер. 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філасофія.  – 2015.  – № 2. – С. 3-10.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Светлана Васильевна! Это очень хорошо, что Вы предлагаете рассматривать методическую подготовку будущих учителей информатике «не замыкаясь»в рамках аудиторных занятий, а как в открытой системе. На мой взгляд, именно такая Ваша позиция является перспективной

О.А. Козлов

Уважаемая Светлана Васильевна! Очень интересный подход, у нас обсуждался вопрос социального партнерства. Был бы рад ознакомиться с методическими материалами . 18 -20 февраля буду в Минске , в БГУИР.

wpDiscuz