РОЛЬ ИНФОРМАТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКА

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

РОЛЬ ИНФОРМАТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКА

Вяткина Любовь Васильевна
кандидат педагогических наук

МБОУ Нердвинская СОШ
Россия, г.Пермь
e-mail: Kandidat21@mail.ru

Введение новых  ФГОС ставит вопрос о теоретическом переосмыслении и практическом претворении в учебном процессе проблемы ранней профессиональной ориентации школьников в условиях рыночной экономики.

Решающий вклад в формирование современной системно-информационной картины мира вносит рассмотрение предмета информатики как ведущей учебной дисциплины в образовательной деятельности учебных заведений. Компьютерные программы  применяются  в настоящее время практически на всех занятиях в процессе изучения того или иного учебного предмета.

Перед профессиональным образованием и, педагогикой в частности,  стоит задача подготовки специалистов в области инфомационно-прикладной образовательной среды. При этом прикладная направленность информатики понимается как совокупность всех видов человеческой деятельности, связанной с использованием технических и  программных средств инфосферы и возможностью использования в возникающих повседневных жизненных ситуациях. В информационном обществе возрастает интерес к теоретическому осмыслению и практическому претворению в учебном процессе проблемы ранней профессиональной ориентации школьников в условиях рыночной экономики.

Важнейшее звено, любого уровня образования – это модель выпускника учебного заведения Общая цель образования – это формирование универсальных учебных действий выпускника, диагностируемых как конечный результат работы учебного заведения.

Наличие многообразия программных продуктов позволяет говорить о подготовке у  школьников  навыков быть пользователями этих программных средств, умения применять их в различных ситуациях своей жизнедеятельности.

В настоящее время практически на всех занятиях в процессе изучения того или иного учебного предмета применяются компьютерные программы. Для успешного внедрения компьютерных технологий, направленных на профессионализацию учебного процесса, важно не только обеспечить учебные заведения современной компьютерной техникой, но и решить ряд более важных проблем. Одной из них является разработка новых технологий преподавания существующего базового курса  учебной дисциплины.

          Своей целью преподавания информатики, как учебной дисциплины, ставлю формирование профессиональной информационной культуры выпускника в роли будущего специалиста, способного применять средства информатизации, современные информационные технологии при решении практических задач, связанных с повседневной трудовой сельскохозяйственной деятельностью.  Считаю, что одним из условий успешного формирования требуемого уровня обученности школьников и достижения ими целей обучения по информатике является поддержка базового теоретического курса задачами сельскохозяйственного содержания, понятными по смыслу и сюжету, доступными по понятийному аппарату сельским школьникам. Здесь нельзя не отметить воспитательное воздействие задач на личность ученика.  С точки зрения дидактики «теория воспитания педагогически интерпретирует требования общества к качествам личности, системе её ценностей. Воспитательные задачи закладываются в содержание образования. На основе положений теории воспитания определяется место и функции учебной деятельности школьника в общей системе организации их жизнедеятельности, разрабатываются методы и организационные формы обучения в единстве с методами и организацией воспитания» (Российская педагогическая энциклопедия. Т1. стр 265.М., Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993).

Практика работы в школе показывает, что подготовка школьника к будущей профессии требует от него овладения широким спектром специальных знаний и умений из различных областей человеческой деятельности и учебных предметов: информатики,  физики, математики, биологии, сельхозмашин, животноводства, агротехники и т.д. Кроме способности к овладению этими специальными знаниями и умениями школьник должен иметь предрасположенность к сельскохозяйственным профессиям. Практическая готовность к сельскохозяйственному труду формируется на основе знаний, опыта, особого мышления (фермерского), наблюдательности, умения соотносить и оперировать наблюдениями за погодными явлениями с агротехникой выращиваемых культур, сроками посевов и сбора сельскохозяйственной продукции и т.д., вдумчивого и критического подхода к выполнению сельхозработ.

Переход к рыночной экономике потребовал пересмотра функций профессионального образования и его трансформации из способа простого воспроизводства рабочей силы в источник возрождения и роста экономически и социально активных групп населения, способных действовать в условиях мелкого и среднего предпринимательства, умения вести фермерское хозяйство, а также самозанятости в сфере услуг, малого бизнеса, торговли и т.п. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы по конкретной профессии, специальности определяется государственным образовательным стандартом, который включает в себя федеральный и региональный компоненты, что позволяет учитывать специфику конкретного труда региона с учетом природно-климатических и иных особенностей, а также востребованность хозяйства в тех или иных профессиях. Реализация профессионального самоопределение молодежи, процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ её самореализации может  быть темой для разговора на уроках изучаемых дисциплин в школе. «Информатика» как наука, определяющая умение ориентироваться в океане информации не остается в стороне от возникшей проблемы у школьников и может оказать существенную помощь в разрешении этой проблемы. Данные вопросы мы рассматриваем в контексте изучения главы «Основы социальной информатики» [1]. В качестве мини-проекта учащиеся создают модель «Выпускника-фермера».

Профессионализация личности  подчиняется общим законам психики, одним из которых является закон развития способностей на основе потребностей. Модель выпускника должна определять перечень требований к профессиональным и личностным качествам, востребованным профессиональной деятельностью.

У каждого преподавателя путь, который ведет от цели к результату,   свой, а результат, к которому учитель должен привести ученика,  определяется государственным стандартом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, — 9-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2013. – 246 с. 6 ил.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Любовь Васильевна! Конечно, профориентационная работа всегда являлась важной частью деятельности учителя, но на сегодня надо особое внимание обратить школьников на преимущества видов деятельности специалисты IT-сферы в развитии цивилизации, что целесообразно делать в образовательном процессе по информатике

О.А. Козлов

Уважаемая Любовь Васильевна! Впервые вижу размышления о воспитании будущего учителя информатики в школе. А ведь это надо делать !

А.Н. Соколова

Уважаемая Любовь Васильевна! Ваша статья весьма актуальна. Потребность в ИТ-специалистах постоянно растет, а чтобы готовить таких специалистов в вузах нужны квалифицированные педагоги, умеющие своевременно выявить и развить интерес ученика еще в школе, сориентировать их при выборе профессии.

wpDiscuz