ЗАДАЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ЗАДАЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ

Вяткина Любовь Васильевна
кандидат педагогических наук

МБОУ Нердвинская СОШ
Россия, г.Пермь
e-mail: Kandidat21@mail.ru

«Задача познавательная должна отражать систему и логику содержания учебного предмета; учитывать актуальный уровень развития и учебной подготовки, чтобы создать реальные условия развития учащихся; содержать информацию для развития ума, творческих процессов; создавать положительную мотивацию выполнения познавательной задачи». (Российская педагогическая энциклопедия. Т1. стр. 318. М., Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993).

Педагогически обоснованная система задач позволяют осуществлять все функции обучения, поэтому в каждой задаче учителю необходимо выделять не только её роль в приобретении знаний и место в логике содержания учебного материала, но и в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, сопутствующей ее решению.

Задачная технология — это проектирование и реализация образовательного процесса по информатике, направленного на развитие профессиональных качеств личности сельских школьников, предполагающие достижение планируемых результатов с помощью профессионально-ориентированной системы задач.

Предлагаемые задачи соответствуют требованиям:

  • познавательная ценность задачи и ее воспитывающее влияние;
  • доступность школьникам используемого в задаче нематематического материала;
  • реальность описываемых в условии задачи ситуации, числовых значений данных, постановки вопроса и полученного результата;
  • сбалансированное насыщение проектируемого задачника расчетными и семантическими задачами различного уровня сложности и трудности.

Решение практических задач ведется по трехэтапной схеме:

  • формализация — осуществляется переход от практической задачи к построению ее модели;
  • решение математической задачи, сформулированной на первом этапе (составление алгоритма, блок-схемы, программы);
  • интерпретация — полученное решение математической задачи переводится на язык практической задачи.

Одним из условий реализации принципа научности при обучении в школе является формирование межпредметных связей и взаимопроникновения обретенных знаний, что является неотъемлемой составляющей формирования универсальных учебных действий обучающихся. Задачная технология отвечает этому принципу.

Достоинства задачной технологии состоят в следующем:

  • активизируется самостоятельная деятельность школьников;
  • становится возможной индивидуализация обучения;
  • появляется возможность преподавателя быть направляющим  в определении готовности ученика к выбору будущей профессии;
  • способствует повышению уровня знаний и личной заинтересованности учащихся в овладении теми или иными навыками с учетом перспектив внедрения компьютерных технологий в жизнедеятельность человека;
  • способствует развитию профессиональных качеств личности, умению оптимально сочетать деятельность умственную, физическую с использованием или неиспользованием компьютера в будущей профессиональной деятельности, в нестандартных ситуациях.

Использование задачной технологии подтверждает правомерность следующих выводов:

— предлагаемая задачная технология с использованием компьютерных технологий  поднимает методику обучения на качественно новый уровень:

  1. практические занятия, проводимые по данной технологии, позволяют в комплексе применять знания, полученные на уроках, семинарах, в процессе самостоятельной работы, что по сути является воплощением принципа связи теории с практикой;
  2. проблемность ситуаций задачной технологии приучает учащихся к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду, к предпринимательской деятельности в сельской местности;
  • развивает инициативу школьников, стимулирует их творческие способности, что обеспечивает более высокий уровень эффективности быть готовыми к самоопределению в выборе профессии;
  • повышается уровень положительной мотивации в учебной деятельности школьников к потребностям профессиональных знаний, умений и навыков;
  • школьники более качественно относятся к изучению возможностей применения компьютеров как средства работы с информацией.

Данная технология показала, что является по своей сути направленной на развитие творческих способностей школьников, их готовности к экспериментированию и выполнению целенаправленных преобразований в рациональном изменении структуры сельско-хозяйственных работ. В ходе работы по подготовке, защите творческих проектов происходит систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний,  навыков работы с дополнительной литературой и углубление практических умений и навыков выполнения рефератов и докладов, — это закладывает основу развития у школьников научно-теоретического мышления. Все перечисленное находит свое отражение в практической стороне деятельности, которая в ходе учебной деятельности моделируется ранним «вхождением» школьника в будущую профессию.

 «Страшная опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и никакая школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить упущенного в главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли», — писал В.А. Сухомлинский.

Задавая план решения задач, учитель должен подвести обучаемого к данному алгоритму решения типовых задач, задавать последовательность шагов, выполняя которые, школьник придет к намеченной цели. Чем глубже логика, обусловленность этих шагов, тем больше вероятность того, что они будут усвоены школьниками.

Опыт работы показывает, что большинство школьников понимают условие задачи не с первого её прочтения, а с повторного и следующего. Очень важно при анализе сюжета задачи составить правильную математическую модель. В зависимости от сложности задач анализ результатов может быть разным по объёму, но он должен проводиться при решении каждой задачи, ибо позволит активизировать деятельность школьника, понимать логические связи внутри материала, обобщать и систематизировать знания. В данной технологии используется алгоритмический и проблемный методы обучения. По наиболее важным темам мы использовали алгоритмический метод, так как школьники производят эти  расчеты неоднократно: на практических занятиях, при выполнении контрольных и самостоятельных работ, в творческих проектах.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, задачная технология, с учетом агротехнических дисциплин профильной подготовки, положительно влияет на повышение качества знаний школьников по информатике. Задачи предполагают, чтобы их постановка привела к необходимости приобретения учащимися новых знаний для выработки политехнических умений: выполнение измерений, использование таблиц и справочников.

При определении содержания обучения курса информатики средствами задачной технологии учтены требования образовательных стандартов по формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Category: Тенденции развития школьной информатики

About Л.В. Вяткина

Образование: Нердвинская СОШ, 1978 г.; Пермский педагогический институт (1982 г), специальность "учитель математики"; канд. пед. н. - 2002 г, Нижегородская Индустриально-Педагогическая Академия. Работаю учителем информатики в Нердвинской СОШ, администратор школьного сайта

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Любовь Васильевна! Вы совершенно правы, что основным средством достижения новых образовательных результатов является задача (комплекс задач). Важно понимать принципы построения системы задач школьного курса информатики, критерии их отбора…

А.В. Горячев

Любовь Васильевна, вы пишете о системе задач как о способе реализации всех функций обучения, но вдруг у Вас встречаются некоторые соображения о работе над проектами.
Правильно ли я понимаю, что на этапе формирования умений Вы предлагаете использовать систему задач, с помощью которой школьники как по лестнице ступенька за ступенькой поднимаются к освоению умений, а когда это уже произошло, Вы предлагаете использовать работу над проектами для обучения применять на практике освоенные умения?
Заранее спасибо за ответ.

О.А. Козлов

Уважаемая Любовь Васильевна! Тема Вашего исследования не стареет, и на новых этапах развития информатики остается актуальной. Чаще публикуетесь!

П.И. Ефимов

Уважаемая Любовь Васильевна! Поднимаемая Вами тема как никогда актуальна, поскольку решение задач охватывает целый спектр навыков, начиная от навыка смыслового чтения, заканчивая аналитической и алгоритмической деятельностью. Также, решение задач, позволяет учащимся оценить уровень собственных знаний и определить степень их недостаточности, что является основой мотивации к обучению и активному получению новых знаний.

wpDiscuz