ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Герасимова Алина Германовна
кандидат педагогических наук

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический
педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Россия, г.Чебоксары e-mail: g.alina2012@ya.ru

Информатизация общества, в частности в области образования, привела к изменению подготовки к профессиональной деятельности учителей всех специальностей и профилей, внедрив в нее информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Современный этап развития образования характеризуется активизацией поиска новых моделей образования, ориентированных на повышение уровня квалификации и профессионализма будущих учителей изобразительного искусства, на удовлетворение потребностей общества в специалистах, применяющих на своих уроках информационные и коммуникационные технологии.

Проблемами развития процессов профессионального обучения в области педагогики и психологии занимались ученые В. И. Андреев, Л. С. Выготский, Н. Ф. Талызина и другие.

Вопросы информатизации в сфере образования освещали в своих работах С. А. Бешенков, Л. Л. Босова, О. А. Козлов, Т. А. Лавина, И. В. Роберт и др.

Использование информационных и коммуникационных технологий художественно-графической деятельности изучалось в исследованиях М. М. Головановой, Е. А. Маликова, Л. Я. Нодельман и др.

Использование ИКТ в профессиональной деятельности открывает новые перспективы для преподавателя изобразительного искусства. Информационные  и коммуникационные технологии, использующиеся при изучении дисциплины «Изобразительное искусство», повышают интерес студентов к предмету, а также раскрывают новые возможности для проведения лекционных и практических занятий.

На основе организационного и методического сопровождения профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства происходит с помощью синхронизации работы пользовательского и специального программного и аппаратного обеспечения, где под организационным и методическим обеспечением понимаем организацию и управление профессиональной деятельностью учителя комплексностью методов и средств в использовании ИКТ.

Возрастающие возможности использования ИКТ в педагогической и художественно-графической деятельности, с одной стороны, и новые образовательные задачи, стоящие сегодня перед педагогическими вузами, с другой стороны, обуславливают изменения в образовательном процессе в области ИКТ в художественном направлении. Подготовка будущего учителя изобразительного искусства должна позволить ему эффективно использовать ИКТ для интенсификации процесса обучения, формировать у учащихся умение использовать ИКТ в реализации творческих проектов.

Использование ИКТ в профессиональной деятельности будущего учителя изобразительного искусства предполагает сосредоточенную подготовку и обдумывание каждого элемента для проведения занятия. Для эффективной работы должно проводиться рассмотрение педагогической целесообразности по использованию средств ИКТ в образовании, в учебно-методической деятельности, в организации учебной деятельности с применением электронных средств в области образования, разработке и создания учебно-методических материалов с использованием офисных приложений, мультимедийных технологий, инструментальных программных средств графических программ в процессе преподавания той или иной темы по изобразительному искусству. Все эти средства направлены на то, чтобы будущий учитель изобразительного искусства смог сориентироваться и благополучно решать профессиональные проблемы и задачи на уровне профессионала, потому как специалисты, использовавшие в образовательном процессе все необходимые средства ИКТ, должны, по большей части, обладать самым необходимым набором знаний в сфере ИКТ, важнейшими из которых являются:

  • наличие мотивов, стремления к применению ИКТ в профессиональной деятельности;
  • стремление к образованию и самообразованию в области ИКТ;
  • присутствие знаний о возможностях ИКТ;
  • наличие общих представлений о мультимедийных и электронных образовательных ресурсах и направлениях рынка электронных изданий в области изобразительного искусства;
  • владение необходимыми основами методики для внедрения ИКТ в учебный и воспитательный процесс;
  • владение приемами для подготовки дидактических, методических, справочных материалов и рабочих документов, которые соответствуют с предметной областью «Изобразительное искусство»;
  • способность применения офисных технологий (подготовкой раздаточных и справочных материалов, которые содержат графические объекты, стандартными приёмами работы с гарнитурой векторной графики, навыками работы с табличными данными, умениями построения графиков и различных диаграмм, методикой разработки и создания эффективных презентаций, а также приёмами вывода документов на печать и запись информации на электронные носители и др.);
  • владение основными сервисами и технологиями ресурса сети Интернета в связи их использования в учебной и методической деятельности (поиск образовательной и учебной информации в всемирной сети Интернет, её получения, сохранения и применения в целях дальнейшего использования в педагогической практике, приёмами работы с системой пересылкой почтовых сообщений (электронная почта), телеконференциями, приёмами навигации и другими коммуникационными технологиями);
  • наличие представлений об информационных технологиях и возможностях дистанционной поддержки педагогического процесса и необходимостью их введения в педагогическую деятельность;
  • владение практическими основами создания сайта для поддержания учебной деятельности (должны быть представления о назначении, содержании, структуре, инструментах навигации и оформления сайта поддержки образовательной деятельности, представлений о структуре веб-страницы, владение простейшими программами по сайтостроению, которые дают возможность представить учебную информацию в форме веб-страницы либо сайта и др.);
  • наличие представлений о технических и программных средствах компьютерной графики и возможностях их использования в профессиональной деятельности;
  • владение базовыми технологиями работы с основным типом программных продуктов и умение быстро адаптироваться на меняющемся рынке программного обеспечения – прикладного и профессионального.

Таким образом, анализ современного состояния и возможностей использования ИКТ в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства показал, что в условиях информатизации общества и образования, расширения сферы практического применения ИКТ, возрастает потребность в подготовке учителей изобразительного искусства, которые должны уметь использовать аппаратные  и программные средства ИКТ в своей профессиональной деятельности, а также применять специальные прикладные программы для реализации творческих задач (визуализации, проектирования, дизайна и т.д.).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лавина Т.А. К вопросу формирования компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования / Т.А. Лавина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2011. –  №4(72). Ч. 2. – С. 72-75.
  2. Роберт И.В. Концепция комплексной многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. / И.В. Роберт, О.А. Козлов – М.: ИИО РАО, 2005, 56с.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Алина Германовна! Совершенно с Вами согласна, что современные средства информационных технологий обладают существенными возможностями в повышении качества подготовки будущих педагогов, в частности учителей изобразительного искусства. Они сегодня становятся важнейшим средством многих видов деятельности учителя изобразительного искусства

О.А. Козлов

Уважаемая Алина Германовна! Согласен с Вашей позицией : на всех дисциплинах надо формировать информационную компетентность школьников . Успехов Вам!

wpDiscuz