ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ВУЗЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ВУЗЕ

Козлова Екатерина Алексеевна
кандидат педагогических наук

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный 
педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Россия, г.Чебоксары
e-mail: katrink1985@rambler.ru

Информационная образовательная среда является важной частью процесса обучения студентов. Она способствует совершенствованию процесса управления образовательной системой, улучшению методов отбора содержания и методов обучения, а также созданию и использованию различных методик контроля уровня знаний обучающихся.

Рассмотрев работы Н. Е. Астафьевой, А. Л. Денисовой, И. Г. Захаровой, Т. А. Лавиной, И. В. Роберт, М. С., Чвановой и других, можно сделать вывод, что информационная образовательная среда – это взаимодействие преподавателей, студентов и информационных ресурсов, направленное на умение использовать данные ресурсы в исследовательской, экспериментальной, поисковой и других видах деятельности как обучающихся, так и преподавателей.

Особую роль в формировании информационной образовательной среды играют информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ). ИКТ способствуют реализации беспрепятственного доступа к важной информации, что улучшает качество информационной среды, следовательно, позволяет формировать творческие и коммуникативные способности, развить критическое мышление и самовыражение у обучающихся.

На данный момент существует множество образовательных порталов, которые помогают педагогам при подготовке к своему уроку, абитуриентам при поиске учебных заведений, работникам образования при поиске нормативной документации (например, http://www.edu.ru). Электронные библиотеки содержат огромное количество электронных изданий книг, статей, научных работ (например, http://www.benran.ru). При помощи сети «Интернет» имеется возможность организовывать курсы обучения в дистанционной форме (используются платформы «Moodle», «ILIAS» и т. д.). Все это способствует развитию личности в профессиональном, моральном и культурном плане.

Современные технологии могут быть использованы не только для получения информации, но и при контроле знаний обучающихся (например, проведение компьютерных тестов). На данный момент существует большое количество программных средств создания тестов: «TestMaker», «AnyTest» и т. д. Тест позволяет определить уровень освоения новой темы обучающимися, готовность к изучению следующего материала, а проведение теста по окончании изучения дисциплины (модуля) поможет установить результаты процесса обучения. При этом электронные тесты позволяют сократить время проверки тестовых заданий для педагога.

Т. А. Лавина в своей диссертации выделяет определенные требования к информационно-образовательной среде [2]:

  • открытый доступ к образовательному ресурсу с функцией распознавания пользователей;
  • подбор информационных ресурсов с учетом информационной избыточности материалов;
  • интерактивное информационное взаимодействие;
  • единство доступа к образовательному ресурсу и интерактивному взаимодействию.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования нового поколения в университетах может быть предусмотрена электронная информационно-образовательная среда, которая должна удовлетворять следующим требованиям:

  • доступ ко всем составным элементам основной профессиональной образовательной программы высшего образования (учебным планам, программам учебных дисциплин, программам практик);
  • фиксация хода образовательного процесса, промежуточной аттестации;
  • формирование электронного портфолио обучающегося с указанием оценок и рецензий к его работам;
  • взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе посредствам сети «Интернет»;
  • при условии применения дистанционных технологий в обучении должно быть предусмотрено проведение всех видов занятий, а также указана процедура оценки результатов обучения.

Применительно к формированию ИКТ-компетентности у студентов, обучающиеся по направлению подготовки «Технология изделий легкой промышленности» в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, информационные технологии позволяют проводить текущий и итоговый контроль качества знаний обучающихся, работать дистанционно со студентами заочной формы обучения, объяснять новый материал более наглядно и т. д.

Например, для обучения студентов дисциплине «Компьютерный дизайн» необходима информационно-образовательная среда, которая включает в себя: информационную базу (в нее входят не только учебно-методические пособия, но и электронные средства образовательного назначения). В ЧГПУ им И.Я. Яковлева имеется научная библиотека, в которой имеется более пятисот тысяч экземпляров учебной и научной литературы, а также электронная библиотечная система.

Таким образом, информационно-образовательная среда играет ведущую роль в процессе подготовки бакалавров к профессиональной деятельности. В зависимости от того, какая в вузе сформирована информационная образовательная среда, определена доступность к информационным базам данных, зависит уровень обучения и качество высшего образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Козлова, Н. А.. Формирование компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у бакалавров по направлению подготовки «Технология изделий легкой промышленности» : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Е.А. Козлова. Чебоксары, 2015. – 180 с.
  2. Лавина, Т. А. Развитие компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования : дис. … доктора пед. наук : 13.00.02 / Т. А. Лавина. Москва, 2006. – 323 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Р.М. Магомедов

Уважаемая Екатерина Алексеевна! Скажите, пожалуйста, есть ли взаимосвязь между информационно образовательной средой вуза и ИОС региона и школы? Если есть то какая?

Т.Б. Захарова

Уважаемая Екатерина Алексеевна! Согласна с Вами, что развитие информационной образовательной среды вуза способствует повышению качества образования, в частности высшего образования

wpDiscuz