НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ «ШКОЛА-ВУЗ»

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ «ШКОЛА-ВУЗ»

Чадаева Ольга Владимировна
Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский
государственный университет»
Россия, Ивановская область, г.Шуя
e-mail: lelay____911@mail.ru

Смирнов Павел Владимирович
Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский
государственный университет»
Россия, Ивановская область, г.Шуя
e-mail: pawttik@gmail.com

В качестве одного из общих требований  к условиям реализации основных образовательных программы как высшего, так и начального, общего и среднего образования, зафиксированного в федеральных государственных образовательных стандартах разного уровня образования, является наличие  современной информационно-образовательной среды учебного заведения.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения предусматривает наличие комплекса электронных образовательных ресурсов (ЭОР), компьютерное и коммуникационное оборудование, а так же совокупность современных педагогических технологий, обеспечивающих образовательных процесс.

Под информационно-образовательной средой(ИОС) «Школа-вуз» мы будем понимать сложную систему предназначенную для реализации образовательных, воспитательных и развивающих целей образовательных учреждений и взаимодействия всех участников образовательного процесса: преподаватели-студенты-учителя-учащиеся–родители, аккумулирующую наряду с программно-методическими, организационными и техническими ресурсами интеллектуальный, психолого-педагогический и методический потенциал школы и вуза, содержательный и функциональный компоненты взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Образовательная среда «Школа-вуз» создана как экспериментальная площадка для подготовки будущих педагогов. В рамах взаимодействия участников образовательного процесса решается проблема совершенствования и модернизации системы образования при этом деятельность каждого из участников имеет приоритетные цели.

Учитель– самообогащение в области современных информационных и коммуникационных технологий, которые изучают студенты вуза, оперативная помощь со стороны студентов и преподавателей. Студент – практический опыт работы в школе, возможность увидеть реализацию полученных знаний на практике, участие в научных исследованиях. Обучающийся – общение со взрослыми и сверстниками, получение отметки за проделанную работу, достижение успеха в проделанной работе, получение продукта деятельности. Родители – всестороннее развитие ребенка, получение дополнительного свободного время в период занятий студентов с учащимися.

В качестве одного из движущих сил функционирования и развития потенциала ИОС «Школа – вуз» мы рассматриваем проектную деятельность. Учебный проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некого конечного продукта.

Содержание учебных проектов обусловлено применением компьютерных технологий в процессе исследования, которое включает в себя сбор и анализ информации, разработку альтернативных решений, определение наиболее целесообразного и эффективного решения, практическое применение продукта. Все выполняемые студентами проекты имеют практическую направленность и в зависимости от конечного продукта могут быть подразделены на

1) организационно-управленческие ресурсы ;
2) интерактивная поддержка учебного процесса;
3) информационно-справочные базы;
4)  база совместных проектов учеников и студентов.

Особенно обогатилась ИОС благодаря  расширению базы совместных проектов. При подготовке к работе над проектом  учащиеся,  при взаимодействии с преподавателем, определяют тему, цель и вырабатывают план действия. Важным моментом является организация сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в ходе совместной деятельности. В ходе реализации проектной деятельности каждый из участников образовательного процесса, выполняя определенную роль:

Роль учителя, как руководителя проекта:

  • Определить цели и примерное содержания проекта.
  • Создать благоприятные условия для работы над проектом.
  • Учитывать возрастные и психологические качества личности
  • Своевременно консультировать учащихся во время работы над проектом.
  • Участвовать в оценке результата проекта.
  • Своевременно взаимодействовать с обучающимися, их родителями и студентами.

Роль студента:

  • На собственном примере показать вариант реализации проекта.
  • Помогать обучающимся в сборе и обработке информации.
  • Оказывать техническую помощь учителю, обучающимся и их родителям.
  • Помогать педагогу в руководстве над проектом.

Роль обучающегося:

  • Определять интересующую его проблему.
  • Поставить перед собой цель и определить пути достижения.
  • Осуществить сбор информации.
  • Придерживаться графика, составленного руководителем проекта.
  • Сотрудничать со студентами и родителями на этапах сбора и обработки информации.

Роль родителей:

  • Мотивировать учащегося на выполняемую им работу.
  • Помогать в сборе информации, выступают источником необходимой информации.
  • Организовать рабочее место, образовательное пространства в доме.
  • Интересоваться ходом, результатами работы и оказывать необходимую помощь.

Таким образом, каждый из участников проектной деятельности вносит свой вклад в формирование ИОС «Школа-вуз», развивает навыки сотрудничества, а также ИКТ–компетентность. Студенты вуза имеют возможность активно участвовать в образовательном процессе школы, оказывать необходимую поддержку ученикам, их родителям и самому педагогу. В процессе проектной деятельности педагог совершенствует свои знания, умения и навыки, необходимые для практической деятельности, происходит развитие профессиональной компетентности учителя.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Козлов О.А. Информатизация образования в обществе глобальной сетевой коммуникации: философский аспект. // Информатизация образования и науки. – 2015. — №3 (27) Ст. 24-32.
  2. Зайцева С.А., Чадаева О.В. Организация проектной деятельности будущих учителей начальных классов и младших школьников посредством сетевого взаимодействия // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 2015, ФГБОУ ВПО «НГПУ имени К. Минина»  С. 142-144.
  3. Зайцева С.А. Непрерывная педагогическая практика как средство формирования ИКТ-компетентности педагога // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Педагогическая практика студентов в системе профессиональной подготовки кадров».– Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. – 143 с. Ст. 25-29.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемые Ольга Владимировна и Павел Владимирович! Действительно, большой потенциал у современной информационной образовательной среды в повышении качества образования. Да, конечно, проектная деятельность сегодня не мыслится без использования преимуществ ИОС, основанных на современных средствах информационных технологий

wpDiscuz