ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

Зайцева Светлана Анатольевна
доктор педагогических наук, доцент
Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский

государственный университет»
Россия, Ивановская область, г. Шуя
e-mail: Z_A_S_@rambler.ru

Мухина Ирина Анатольевна
Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский
государственный университет»
Россия, Ивановская область, г. Шуя
e-mail: IrinaApatit@yandex.ru

Профессиональная деятельность педагога в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения  ориентируют учителя на переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

Важную роль в решении этого вопроса имеет использование современных информационных технологий для организации совместной деятельности учащихся и педагогов, с одной стороны, и  организация проектной учебно-исследовательской деятельности учащихся и подготовка их к участию в различных конкурсах и научно-практических конференциях, с другой стороны.

Не смотря на отсутствие выраженного интереса подрастающего поколения к техническим специальностям, нам удалось привлечь внимание школьников к  информационным технологиям путем изменения методических подходов при  изучении некоторых тем и разделов курса «Информатики и ИКТ».  Так, при изучении раздела «Коммуникационные технологии» в 10 классе мы стремились связать теоретические основы предмета с практическим применением. С этой целью мы смонтировали  видеофильм из фрагментов и сюжетов местного телевидения о молодом строящемся предприятии на территории нашего района.

На основе информации полученной из уст начальника будущего предприятия о востребованных специальностях, мы предложили учащимся в качестве проектных заданий найти интересую и исчерпывающую информацию о каждой из них.  Для работы над проектом учащиеся были разбиты на рабочие группы, за  каждым участником группы был закреплен свой вопрос для изучения: какова сфера деятельности специалиста, в чем особенности профессии, где можно получить образование, какие предметы нужно сдавать на ЕГЭ и т. д.

Результаты  совместной работы группы были представлены не только на контрольном занятии в курсе «Информатика и ИКТ», но и на школьной научной конференции. Результаты этой работы, как отмечают учителя и родители, смогли затронуть мысли учащихся о выборе предстоящей профессии.

Так небольшой творческий подход к изучению достаточно сложной темы, привел школьников к пониманию значимости профессии инженера. А проект, изначально имея учебные цели и задачи, вышел за рамки урока информатики. Учащимся потребовались знания из курса  географии, чтобы разобраться с рельефом местности; математики, чтобы сделать расчеты.

По инициативе учащихся школой организованы экскурсии на близлежащие предприятия, где они смогли лично познакомиться с работой инженера связи.

При изучении темы «Технологии создания и обработки текстовой информации» в 11 классе мы вновь использовали  проектный метод. Причем,  если в предыдущем примере мы использовали местный материал регионального  значения, то в данном случае при проведении уроков присутствовала сетевая интеграция с официальным сайтом РОСНАНО http://schoolnano.ru/ и его методическими материалами, предложенными участникам образовательного семинара «Школа на ладони».

Защита проектов, методические материалы и готовые продукты:

3.1.    Проект «Лаборатория красоты «Mari Lab»»
Защиту проекта «Лаборатория красоты «Mari Lab»» можно посмотреть по адресу: http://goanimate.com/videos/0bievRUZSYW8

3.2.    Проект «Туристическая компания «Телепорт»»
Защита проекта  выполнена в программе https://creately.com

3.3.    Проект «Строительная компания «АльфаСтрой»»
Защиту проекта «Строительная компания «АльфаСтрой»» можно посмотреть по адресу http://goanimate.com/videos/0RK5vn_IPS0k

Результаты проектной деятельности учащихся позволили сделать вывод о сфере их интересов и потребностей.  Многие проекты были посвящены рекламе некоторой сферы деятельности, в которой учащееся видят себя в будущем в качестве профессионалов.

Таким образом, если в первом примере организации учебной деятельности в курсе «Информатика и ИКТ» нами проводилась работа по  ориентации учащихся на выбор востребованных в нашем регионе профессий, то во втором примере  мы в качестве итога получили  некий тестер профессий, которые интересны самим учащимся.

Иногда тему проекта подсказывает сама жизнь. Отключение у одного из компьютеров такого привычного устройства как мышь, приводило учащихся к потере информации. Спасти свою работу ученик мог только с помощью клавиатуры,  закончив работу приложения с помощью нажатия комбинации клавиш. Так родился групповой проект «Электронный справочник «горячих» клавиш». Учащиеся методом опроса и наблюдения изучили какие группы клавиш востребованы в компьютерном классе разными категориями учащихся. Создали версии справочников с помощью различных программных средств: MS Power Point, Adobe Flash, Visual Basic. Проект пережил несколько конференций и на каждой из них ученикам предлагали разные формы усовершенствования. Апробация проводилась в компьютерном классе на разных категориях учащихся. Нашлись недоработки и излишества, мешающие восприятию информации в справочнике. Ребята задумались над эргономикой программы, над удобством использования.  Лидер проектной группы представил работу на XVII Межрегиональной научно-практической конференции Кольского филиала ПетрГУ, где занял 3 место на секции математика и информатика. Он представил «Справочник» реализованный в программе MS Power Point. Много полезных советов было дано по усовершенствованию данной программы. Ребята продолжили работу.

Усовершенствованную и более отлаженную версию справочника представил на XXI городской научно-исследовательской конференции (г. Апатиты) новый лидер команды. Он реализовал справочник в программе Adobe Flash. Результат – 2 место на секции информатика. По результатам апробации и выступления на конференции  родилась идея сохранения справочника в сети Интернет и  в телефоне. Еще одна блестящая мысль – работа самого справочника должна быть без использования мыши: открытие должно быть с клавиатуры, переход по слайдам (страницам) тоже с помощью группы клавиш. Так появился справочник, реализованный в программе Visual Basic.

Команда учащихся единственные представители не только города Апатиты, но и всей Мурманской области, прошла отборочный тур и была приглашена на секцию системного программирования и компьютерных технологий XI Балтийского научно-инженерного конкурса. В результате ребята получили дипломы лауреатов от бизнес-жюри за лучшее представление работы на английском языке и премию: стажировку и обучение в исследовательском проекте «Фабрика лояльности».

Работа над проектом продолжалась и была представлена на Молодежном научном форуме Северо — Запада России «Шаг в будущее», а затем в Москве на Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее». Защита новой версии программы проходила на секции «Информатика, вычислительная техника и телекоммуникации». Ученица получила весомый комплект наград: диплом II степени XXII Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» и специальный приз МИРЭА «Серебряная компьютерная мышь», свидетельство участника Всероссийского форума научной молодёжи «Шаг в будущее». Не смотря на высокую оценку жюри, главное в подобных мероприятиях – возможность перенять опыт участия, достойно воспринять горечь поражения и суметь продолжить работу по усовершенствованию и исправлению указанных ошибок.

Проекты и исследовательские работы в рамках учебной и внеурочной деятельности по информатике позволяют учителю развить в учащихся неподдельный интерес, расширить границы своего предмета и найти ту область, в которой ребенку легче воспринимать новую информацию и применять на практике получаемые знания, совершать первые профессиональные пробы и обрести понимание того, какими компетенциями должен обладать специалист сферы информационно-коммуникативных технологий.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Зайцева С.А., Мухина И.А. Развитие интереса у школьников к информационным технологиям средствами курса информатики и ИКТ [Элект. ] Всероссийская научно-практическая конференция “Эволюция ИТО: 30 лет школьной информатике” ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования». 2015. С. 55–60. Путь доступа http:\\itonnov.mininuniver.ru
  2. Зайцева С.А., Мухина И.А. Дидактические возможности применения средств обучения на базе цифровых технологий в образовательном процессе школы в условиях реализации ФГОС // Научный поиск – 2014. № 3(13). С. 27-31.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемые Светлана Анатольевна и Ирина Анатольевна! Вами накоплен очень интересный опыт организации проектной деятельности школьников на уроках информатики. Это чрезвычайно полезный материал. Спасибо Вам большое за то, что даете возможность познакомиться с Вашей очень важной работой.

А.В. Горячев

Уважаемые Светлана Анатольевна и Ирина Анатольевна, масштаб Ваших достижений просто поражает. Очень хочется сделать Ваш опыт тиражируемым, чтобы многие учителя информатики могли бы использовать его в своей работе.
Подскажите пожалуйста, а есть ли в Ваших планах IT-проекты с применением программирования, например, разработка приложений для мобильных устройств, или проекты в области робототехники?
Спасибо.

И.А. Мухина
Спасибо за теплые слова. Робототехника — это ведущее направление в нашей школе. С 2012/2013 года школа стала ресурсным центром по робототехнике. На сегодняшний день реализуются разные подходы: внеурочная деятельность — факультативы и кружки; мне же ближе включение элементов робототехники в образовательный процесс. На факультативе или кружке учащиеся строят роботов, а на уроках мы применяем их для изучения различных процессов. Так например: мы с коллегами моей школы (МБОУ СОШ №5 г.Апатиты Мурманской области) опубликовали Интегрированный урок по физике, математике и информатике «Исследование и построение графиков функций при изучении движения роботов». По поводу приложений для мобильных устройств скажу, что в этом году… Read more »
О.А. Козлов

Уважаемые коллеги! Конечно, нам очень нужны грамотные инженеры, и вы нашли очень интересный вариант формирования интереса учащихся к весьма сложным темам курса. Такой опыт надо распространять

Лидия Николаевна Чиркова

Уважаемые Светлана Анатольевна и Ирина Анатольевна! Восхищена вашим умением найти простые, но очень важные для проектной деятельности учащихся темы, связанные с жизнью человека в информационном обществе. желаю удачи

Л.В. Вяткина

Уважаемые Светлана Анатольевна и Ирина Анатольевна, спасибо за материалы и опыт работы.

Е.А. Лозбичева

Спасибо за ваш интересный,богатый, полезный материал!!! Хочу использовать ваш опыт в своей работе.

wpDiscuz