ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКЕ

Сорокин Сергей Семенович
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный
университет им. И. Я. Яковлева»
Россия, г.Чебоксары e-mail: 7sss7@mail.ru

Учебная деятельность – это один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний (В. В. Давыдов). В современной интерпретации учебная деятельность, в соответствии с ФГОС НОО, описана через универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия относятся к метапредметным, «включающим познавательные, регулятивные и коммуникативные,  обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» [1]. Процесс обучения робототехнике полностью соответствует требованиям ФГОС НОО, а именно формирует метапредметные результаты освоения образовательной программы (см. таблицу).

Структурно-логические связи процесса обучения робототехнике и формирования универсальных учебных действий младших школьников

Универсальное учебное действие Процесс обучения робототехнике младших школьников
 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления  Построение робота начинается с целеполагания, определения его функциональных особенностей, поиска путей его реализации
 Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера  Даже при построении робота по аналогии необходимо подобрать соответствующие элементы робота, соединить их
 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата  Сборка любого робота состоит из нескольких этапов. Школьник должен спланировать свои действия, оценить время, которое ему необходимо для сборки и программирования робота
 Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха  Поведение робота очень часто отличается от того, что ребенок видит на экране монитора или представляет в своем воображении. Практически всегда необходима корректировка программы поведения робота
 Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии  Создание робота – это процесс, который требует постоянного  анализа выполненных действий
 Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач  Для того, чтобы робот начал двигаться и выполнять команды, необходимо составить программу, представленную в знаково-символической форме
 Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач  Над созданием робота обычно одновременно работают два-три человека, которые активно взаимодействуют друг с другом
 Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет)  В интернете размещено большое количество образцов уже созданных ранее роботов. Учащиеся используют эти образцы для воспроизведения и внесения авторских доработок
 Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах  Для поддержки учебного процесса разработаны методические пособия в бумажной и электронной формах. Учащиеся воспроизводят описанные в пособии роботов. Когда учащиеся создают авторских роботов, они записывают процесс их создания и соответствующие программы
 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям  Чтобы собрать робота, надо найти нужную деталь в большом количестве других деталей. Ребенок должен видеть и понимать назначение и особенности каждой детали, применяя для этого анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификацию
 Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий  Групповая работа по созданию робота формирует умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
 Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих  Групповая работа по созданию робота формирует умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
 Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества  Разрешению конфликтов школьники учатся на соревнованиях по робототехнике
 Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности  Построения робота требует от учащихся владение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
 Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами Робототехника – это межпредметная дисциплина, отражающая существенные связи и отношения между объектами и процессами
 Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета Робототехника ориентирована на умение работать в материальной и информационной среде; создав материальный образ исполнителя, учащиеся управляют им с помощью компьютерных программ

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) : http://base.garant.ru/197127/#ixzz3soBdq6fs

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемый Сергей Семенович! Согласна с Вами, что формирование УУД у младших школьников — это важная задача современного общего образования. Вы предлагаете интересный подход решения этой задачи через обучение робототехнике. Ваш опыт будет, безусловно, полезен нашим коллегам…

О.А. Козлов

Уважаемый Сергей Семенович! А где можно познакомиться с Вашими идеями более подробно ?

Лидия Николаевна Чиркова

Уважаемый Сергей Семенович! Ваша статья очень ценна для методистов, внедряющих робототехнику в школу. Убедительно сочетаются требования ФГОС НОО и метапредметные результаты освоения образовательной программы.
А есть ли у Вас опыт подготовки учителей начальной школы к преподаванию робототехники в начальной школе?

Л.В. Вяткина

Уважаемый Сергей Семёнович, очень полезная статья для педагогов, начинающих работать с курсом \»Робототехника\». Присоединяюсь к вопросу Лидии Николаевны Чирковой: \»А есть ли у Вас опыт подготовки учителей начальной школы к преподаванию робототехники в начальной школе?\» Нам очень бы хотелось поучиться.

wpDiscuz