ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНКУРС ПО ИНФОРМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО МОНИТОРИНГА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНКУРС ПО ИНФОРМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО МОНИТОРИНГА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Софронова Наталия Викторовна
доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный 
педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Россия, г.Чебоксары, e-mail: n_sofr@mail.ru

Бельчусов Анатолий Александрович
кандидат технических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный 
педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Россия, г.Чебоксары, e-mail: belchusov@mail.ru

Дистанционный конкурс – это внеурочное мероприятие соревновательного характера, при котором участники и организаторы могут быть пространственно удалены друг от друга. Дистанционные конкурсы приобретают все большую популярность среди учащихся общеобразовательных учреждений. Их распространение основано на требованиях аттестации учителей и потребности формировать портфолио учащихся. Одним из критериев при аттестации учителей является количество учащихся, принявших участие в олимпиадах и конкурсах по предмету и занявших призовые места. Поэтому учителя активно принимают участие в различных дистанционных конкурсах. Учащиеся, в свою очередь, так же заинтересованы в участии в дистанционных конкурсах, поскольку собирают портфолио, в которое вкладывают сертификаты и дипломы, которые выдают за участие в дистанционных конкурсах. Еще один важный фактор, обеспечивающий развитие дистанционных конкурсов – это их дидактическое значение. Дистанционные конкурсы повышают интерес у школьников к изучаемому предмету. Кроме того, задания конкурса учитель может использовать во внеурочной работе или для повышения мотивации изучения дисциплины.

В международном конкурсе «Инфознайка» принимают участие школьники из всех регионов России, а так же Казахстана, Украины, Кореи, Молдавии, Латвии и др. Основная цель конкурса — активизация познавательного интереса учащихся общеобразовательных учреждений в области информатики и информационных технологий. В 2016 году конкурс проходил 11 февраля. Конкурс проводится на пяти уровнях: начальный (1-2 классы), пропедевтический (3-4 классы), подготовительный (5-7 классы); основной (8-11 классы); углубленный (10-11 классы).

Конкурс «Инфознайка» аналогичен популярным в России и Чувашской Республике конкурсам по математике — «Кенгуру», по русскому языку-«Русский медвежонок» и другим подобным конкурсам. Дистанционная форма организации конкурса позволят регионам и странам, находящимся на удаленном расстоянии от места ее проведения, участвовать без каких-либо ограничений, связанных с получением материалов, отправкой результатов, получением сертификатов для сколь угодно малого или большого количества учеников. Для реализации дистанционной формы проведения конкурса создан сайт http://www.infoznaika.ru. Конкурс проводится в один день в течение 45 минут. Все участники конкурса получают сертификаты, победители – дипломы и призы. Учителям высылаются благодарности и небольшие подарки. Кроме того, научный совет Чувашского регионального отделения Академии информатизации образования, являющийся  инициатором дистанционной игры «Инфознайка», постановил награждать учителей-участников конкурса грамотой «За многолетний плодотворный труд по работе с одаренными детьми в области информационных и коммуникационных технологий». Грамоту вручат учителям, принявшим участие в конкурсе Инфознайка более 5 лет подряд.

Кроме этого по многочисленным просьбам учителей научный совет Чувашского регионального отделения Академии информатизации образования постановил награждать учителей грамотой «За активную деятельность по углублению и расширению знаний учащихся в области информатики и ИКТ». Грамоту вручают учителям, привлекшим к участию в конкурсе «Инфознайка» более 200 участников первая степень, от 100 до 200 учащихся — вторая степень, от 50 до 100 учащихся — третья степень, меньше 50 – как и прежде благодарность.

С целью усиления итоговой дифференциации результатов дистанционного конкурса «Инфознайка» с 2015 года Оргкомитет постановил ввести двухуровневую систему победителей: федерального и муниципального уровней.

По итогам конкурса  учителю предоставляется большой спектр статистических отчетов:

  • решаемость заданий учеником, в среднем по школе, по годам, по видам универсальных учебных действий и кодификаторам ЕГЭ),
  • места (отдельного ученика, школы по среднему балу, региона, России, в том числе и по годам), а также отчет по ученику (все его достижения за все года) и по учителю (количество участников, их достижения по годам).

Эти отчеты можно рассматривать с позиции мониторинга качества образования по информатике и ИКТ в регионе, области или отдельно взятой школе.

Процент усвоения отдельных тем по информатике рассчитывается следующим образом.  Каждое задание было отнесено экспертами к той или иной теме школьного курса Информатики. Затем набранные учеником баллы были просуммированы по каждой теме  и поделены на суммарное количество баллов которое мог набрать ученик, ответив правильно на все вопросы данной темы. По полученным данным строилась лепестковая диаграмма (см. рис.1).

Статья_Процент усвоения тем

Рис.1. Усвоение тем участниками конкурса «Инфознайка-2015».

Аналогично рассчитывается уровень сформированности универсальных учебных действий.

Победители конкурса определялись в соответствии с набранным рейтингом. Рейтинг рассчитывался как отношение сумма баллов по решенным задачам к  сумме баллов по всем задачам. Рейтинг соответствует месту участника, например 100-первое место, 99-второе и т.д.

Полученные статистические данные учителя используют для коррекции своей работы, анализа достижений учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бельчусов А.А., Софронова Н. В. Теория и практика организации дистанционных конкурсов по информатике. — LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrücken, Deutschland, 2011. – 258 p.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемые Наталия Викторовна и Анатолий Александрович! Полагаю, что Ваш опыт проведения конкурса «Инфознайка» в виде дистанционной игры вызывает особый интерес для наших коллег. Спасибо за ссылку, сейчас смотрю… Думаю, что и нам такое же надо попробовать провести

С.В. Вабищевич

Спасибо авторам за интересную статью, мне очень понравился видеоканал на YouTube. Хотелось бы узнать, сколько людей участвует в организации этой работы, проводился ли анализ, а какие темы или задачи являются наиболее сложными для учащихся.

Малахов Виталий

Уважаемая Наталия Викторовна! Интересно было познакомиться с Вашим опытом проведения конкурса по информатике. Думаю, и Вам будет интересно посетить сайт нашей белорусской «Инфомышки» (www.bakonkurs.by).

wpDiscuz