МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Касымалиев Муратбек Усонакунович
кандидат педагогических наук, доцент

Колледж экономики и сервиса (КЭиС)
Кыргызская Республика,
e-mail: muratbek30@mail.ru

При решении задачи внедрения активно-деятельностных компьютерных технологий в образовательный процесс на первый план выходит используемое для организации учебного процесса программное обеспечение (информационные системы создания электронных ресурсов), современные электронные учебные  курсы (ЭУК), повышающие эффективность самостоятельной работы учащихся и в целом способствующие становлению и функционированию информационно-образовательной среды учебного заведения. В последнее время тема создания различных учебных электронных изданий привлекает внимание не только разработчиков, педагогов и школьников (как это было еще недавно), но становится обсуждаемой и востребованной на государственном уровне.

Таким образом, проблема разработки современных электронных учебных курсов, их адаптации и внедрения в образовательный процесс представляется актуальной и востребованной.

В настоящее время в законодательной базе КР отсутствует понятие электронного обучения e-learning, а электронное обучения без готовых электронных учебников невозможна. Законодательно в Законе об образовании закреплено понятие «дистанционные образовательные технологии». Последние изменения в Закон об образовании КР  (июль 2013 года) привели к тому, что   дистанционное обучение рассматривается  не как форма образования, а как образовательная технология обучения, которая может применяться в рамках очной, заочной, очно-заочной (вечерней) форм образования. ДОТ определены следующим образом: «дистанционные образовательные технологии — образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением средств информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».

В этой статье освещаются методические и технические аспекты подготовки материалов для создания электронных курсов, использование которых необходимо для успешной организации учебного процесса в средней школе с помощью информационной системы SUNRAV.

Электронный учебник и курс представляет собой информационный продукт, необходимый и достаточный для обеспечения учебного процесса по отдельной учебной дисциплине, содержащий образовательные, педагогические и телекоммуникационные средства.

Исходными материалами электронного учебника является набор электронных документов, наиболее полно задающий содержание и логику будущего курса.

Главными достоинствами электронных учебников и курсов по сравнению с традиционными печатными изданиями являются:

  • возможность включения мультимедийных фрагментов и анимации;
  • возможность подключения компьютерных тестовых систем;
  • легкость тиражирования;
  • относительная простота обновления материала и его адаптации к потребностям отдельных категорий пользователей;
  • удобство гипертекстовой навигации;
  • возможность включение по разделам компьютерного тестирования для проверки знаний.

При подготовке исходных материалов мы ссылаемся на постановление Правительства Кыргызской Республики от 8 ноября 2001 года N 697 «Программа развития информационно-коммуникационных технологий в Кыргызской Республике» (В редакции постановления Правительства КР от 11 августа 2006 года N 573).

В соответствии с задачами данного постановления и опираясь на правилах при создании обычных учебников предлагаем, принять следующую структуру для создания электронных учебников и курсов:

  1. В состав ЭУ входят титульный лист, аннотация, оглавление, элементы обучения и функции управления.
  2. Титульный лист должен содержать название, место и год создания или издания, сведения об авторе или издателе ЭУиК (Приложение 1).
  3. Аннотация должна включать цели, задачи и краткое содержание элементов и функции обучения ЭУиК.
  4. Оглавление показывает состав и структуру ЭУиК, по которым можно осуществить навигацию.
  5. Элементы обучения представляет собой семантическую единицу обучающей информации. Элементами обучения являются уроки, модули и блоки в котором содержаться компьютерные тесты по содержанию заданного материала.

Урок является минимальной семантической единицей обучающей информации, которая включает в себя следующие части: содержание, вопросы-ответы, задание, тесты, глоссарий, справочник. Если содержание будет написано на кыргызском языке, то урок может содержать кыргызско-русский словарь терминов, встречающиеся в содержании.  В контексте конкретного содержания в урок включаются все его остальные части.

Содержание представляет собой теоретическую часть учебного материала, представленного в уроке. Содержание должно состоять из  текстовой, графической, аудио, видео и другой информации, относящейся к указанному названию и соответствующей выбранной  аудитории, целям и задачам ЭУиК.  Основное содержание, непосредственно относящееся к целям и задачам ЭУиК, должно находиться в центре внимания. Фоновое содержание должно отвлекать  минимальное внимание.  Абзацы в содержании не должны быть большими, что облегчит зрительного восприятия учебного материала. Анимации и  фильмы должны подключаться в контексте содержания по желанию обучаемого.

Вопросы должны относиться к цели и задачи содержания,  направлены на усвоение знаний и приобретения навыков работы с ЭУиК, основываться на уровне знаний обучаемого и правильно подобраны с соблюдением разумных интервалов в тексте содержания, чтобы обучаемый мог иметь возможность оценить свой прогресс в процессе обучения. Ответы на вопросы  должны быть  ясными, чтобы обучаемый до проведения заключительного теста мог достаточно попрактиковаться по всем пунктам изученного материала.

Задания должны содержать понятные и точные  формулировки  задач и упражнений, относящихся к  изучаемому учебному материалу в уроке. Выполнения упражнений или решения задач, должны быть показаны и объяснены.

Компьютерный тест представляет собой вопросы, относящиеся к изучаемому учебному материалу в уроке. Тесты предназначены для осуществления самоконтроля знаний по заданному уроку и должны быть достаточно продуманы, чтобы исключать метод простого угадывания при выборе правильного ответа. Неправильные ответы по своим содержаниям должны быть близки к правильным, чтобы только при глубоком знании и понимании учебного материала обучаемый смог бы найти правильный ответ.

Глоссарий (словарь) должен содержать набор  терминов и сокращений, встречающихся в содержании ЭУиК,  а также гипертекстовые ссылки на их определения.

Модуль должен включать последовательность уроков, имеющих смысловые связи по нарастанию от урока к уроку.

Требования к электронным учебникам и курсам (ЭУиК) должны удовлетворять учебно-методическим, дизайн — эргономическим и техническим требованиям.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абдулина, Е.Л. Многофункциональность электронного пособия как фактор трансформации модели образования: лекция // http: //www.cctpu.edu.ru/conf/sec7/tez01.html <#»justify»>
  2. Краснова Г. А., Беляев М. И., Соловьев А. В. Технологии создания электронных обучающих средств: 2-е издание. — Москва: МГИУ, 2002. — 304 с.
  3. Тайлакова Д. Н. Технология моделирования и создания электронного учебника по курсу «Родной язык» [Текст] / Д. Н. Тайлакова // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 772-775.
  4. https://sunrav.ru/bookoffice.html
  5. http://www.rusedu.info/Article1155.html

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемый Муратбек Усонакунович! Действительно, необходимо активней использовать в образовательном процессе электронные средства. Безусловно, встает вопрос и их структуре, требования к содержанию, а также есть проблема и выбора платформ создания ЭОР. Мне интересно по-подробней узнать о возможностях информационной системы SUNRAV

Малахов Виталий

Уважаемый Муратбек Усонакунович! Электронные учебные курсы (ЭУК) у нас в Беларуси именуются как «электронные средства обучения» (ЭСО) и уже достаточно давно проводятся республиканские конкурсы среди учителей. Сам участвую третий год… Так что нам с вами, видимо, есть чем обменяться.

wpDiscuz