О НОВОМ СТАНДАРТЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

О НОВОМ СТАНДАРТЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Орускулов Тимур Раевич
кандидат педагогических наук, доцент

Генеральный директор
издательства «Билим-компьютер»
Кыргызская Республика,
e-mail: toruskulov@mail.ru 

Касымалиев Муратбек Усонакунович
кандидат педагогических наук, доцент

Кыргызский экономический университет 
им. М. Рыскулбекова
Кыргызская Республика,
e-mail: muratbek30@mail.ru

Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. В данном предметном стандарте учтено, что сегодня, в соответствии с государственным стандартом основной школы, начиная с 5-го класса, учащиеся закрепляют полученные навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. По базисному учебному плану основной ступени для предмета «Информатика» устанавливается объем учебной нагрузки – по 1 часу в неделю, 34 часа в учебном году с 5 по 9 классы в каждом.

Изучение информатики способствует решению следующих задач:

в 5–6 классах:

  • развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ;
  • целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

в 7 – 9 классах:

  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Методологической основой предмета является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информатики в процессе изучения всех школьных предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.

В содержании предмета информатики основной школы сделан акцент на изучение фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Распределение учебного материала по содержательным линиям

Содержательные линии

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1. Информация и информационные процессы Объекты и системы. 4ч. Информация вокруг нас. 6ч. Информация и информационные процессы. 4ч. Математические основы информатики. 8ч.
2. Компьютер Компьютер. 7ч. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. 4ч.
3. Алгоритмы и программирование Основы алгоритмизации. 10ч. Начала программирования. 10ч. Алгоритмизация и программирование. 18ч.
4. Информационные и коммуникационные технологии Компьютерная графика. 10ч. Подготовка текстов на компьютере. 7ч. Информационные модели. 8ч. Обработка текстовой информации 10ч. Мультимедиа. 6ч. Обработка текстовой информации. 8ч. Создание мультимедийных проектов. 10 ч.
Обработка числовой и табличной информации. 6 ч.
Обработка числовой информации. Базы данных. Коммуникационные технологии. Обработка графической информации. 6ч. Моделирование и формализация. 10ч.

Ключевыми являются следующие компетентности:

1) информационная компетентность – готовность использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, формирования аргументированных выводов.
2) социально-коммуникативная компетентность – готовность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, цивилизованно отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным) других людей.
3) самоорганизация и разрешение проблем – готовность обнаруживать противоречия в информации, учебной и жизненной ситуациях и разрешать их, используя разнообразные способы, самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми, а также принимать решения о дальнейших действиях.

Выделяются 3 уровня сформированности ключевых компетентностей:

I уровень
(репродуктивный)

II уровень
(продуктивный)

III уровень
(креативный)

характеризуется умением учащихся следовать образцу (заданному алгоритму выполнения действия); характеризуется умением учащихся следовать образцу (заданному алгоритму выполнения действия); подразумевает осуществление сложносоставной деятельности с элементами самостоятельного ее конструирования, обоснования и применения коммуникационных технологий.

Согласно основным содержательным линиям учащиеся приобретают следующие предметные компетентности:

Информационная грамотность, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации;

Логическая и алгоритмическая компетентность, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

Основы ИКТ — квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров и других средств ИКТ для решения информационных задач; получения новых знаний по смежным предметам;

Моделирование и дизайн. Иметь представление о требования технической эстетики к промышленным изделиям, цвет и свет в дизайне, основные принципы применения цвета в художественном конструировании. Умение строить информационные модели объектов и использовать их. Умение использовать в работе справочные системы, создавать модели БД.

Коммуникационная компетентность, связана с приемом и передачей информации.

Ожидаемые результаты обучения учащихся.

  1. «Информация и информационные процессы» выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах; анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.
  2. «Компьютер» работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами.
  3. «Алгоритмы и программирование» строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий.
  4. «Информационные и коммуникационные технологии» анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.

Оценивание. Для измерения образовательных достижений и прогресса учащихся применяются три вида оценивания: диагностическое, формативное и суммативное.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Концепция обучения предмета информатики в общеобразовательных школах КР (обновленная в мае 2015 года).
  2. «Государственный образовательный стандарт среднего общего образования». Постановление Правительства Кыргызской Республики, от 21 июля 2014 года № 403.
  3. Базисный учебный план для общеобразовательных организаций Кыргызской Республики.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемые Тимур Раевич и Муратбек Усонакунович! Спасибо Вам за информацию об опыте обучения информатике в Кыргызской Республике. Полностью согласна, что уже в основной школе нужно делать акцент на изучение фундаментальных основ информатики.

Р.М. Магомедов

Уважаемые Тимур Раевич и Муратбек Усонакунович! Безусловно Ваш опыт преподавания информатики в Кыргызской Республике будет интересен многим учителям информатики в Российской Федерации.

О.А. Козлов

Уважаемые коллеги! Особо выделяю уровни сформированности компетенций. Так стандарт может стать реальным инструментом учебной практики. Успехов !

Малахов Виталий

Уважаемые Тимур Раевич и Муратбек Усонакунович! Присоединяюсь ко всем восторженным отзывам. В Беларуси, к сожалению, такие фундаментальные понятия, как «объект» и «система», уже почти 10 лет назад выведены из курса информатики вообще!

wpDiscuz