ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Фадеева Клара Николаевна
кандидат педагогических наук

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И.Я.Яковлева»
Россия, г.Чебоксары, e-mail: fadeevakn@mail.ru

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, обогащённая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребёнка конструкторы; тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения [2].

Исходное требование к предметной среде – её развивающий характер. Она должна объективно через своё содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребёнка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.

Размещение детей за персональными компьютерами предполагает индиви­дуальную работу или работу в малых группах. Как правило, для проведения занятий используются готовые прикладные программные средства или собственные разработки педагога. В ходе занятий в информационной образовательной среде решается ряд задачи.

Образовательные задачи:

  • обучение навыкам работы с компьютером;
  • обучение навыкам работы с конкретным программным средством;
  • изучение нового материала.

Развивающие задачи:

  • развитие индивидуальных творческих способностей;
  • развитие навыков самостоятельной работы;
  • развитие памяти, мышления, воображения,
  • внимания, речи, других пси­хических функций и процессов.

Воспитательные задачи:

  • воспитание усидчивости и трудолюбия.

Также, существует ряд преимуществ применения современных информационных технологий по сравнению с традиционными формами обучения:

  1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
  2. Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.
  3. Компьютер является достаточно хорошим средством поддержки задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером является стимулом познавательной активности детей.
  4. Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
  5. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полёт ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, неожиданные и необычные эффекты).
  6. Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их [1].

Таким образом, создание информационной образовательной среды как структурного компонента предметно — развивающей деятельности ребенка в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Информационная образовательная среда позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лавина Т.А. К вопросу формирования компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования / Т.А. Лавина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – –  №4(72). Ч. 2. – С. 72-75.
  2. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. – М. : Новая школа, 1997. – 128 с.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Клара Николаевна! Сегодня очень важно понимание необходимости создания современной информационной образовательной среды, в частности для работы с дошкольниками. Это очень актуальная проблема и ей нужно посвятить серьезное внимание…

Малахов Виталий

Клара Николаевна, проблему Вы подняли нешуточную. Но как быть с тем, что время работы с компьютером имеет возрастные ограничения? Мне очень близка Ваша позиция, но пресловутый СанПиН РБ не позволяет ученику начальных классов сидеть за компьютером более 15 минут за урок. К сожалению.

wpDiscuz