РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В БИНАРНОМ УРОКЕ КАК В ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В БИНАРНОМ УРОКЕ КАК В ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ

Коваленко Марина Васильевна
МАОУ лицей №14 им. Ю.А. Гагарина
Россия, МО, Щелковский р-н
e-mail: marishka_mvk@mail.ru

На сегодняшний день методика обучения, как и всё в стране, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области.

Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый – т.е. каждый ощущает, что происходит обновление образования.

Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у учащихся возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, которого мы должны придерживаться.

Интеграция – (лат. Integratio < integer целый) – объединение в целое каких- либо  частей или элементов. (сл.Ожёгова)

Бинарный урок – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей.

В первую очередь, это нетрадиционный вид урока, в подготовке и проведении которого участвуют либо два, а может три учителя.

Бинарные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Я хочу попытаться рассказать, что из себя должен представлять бинарный урок, и что необходимо, чтобы его методически грамотно спланировать и провести.

Цель любого бинарного урока — создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений и дать возможность учащимся увидеть результаты своего труда, получив от него радость и удовлетворение. Т.е. на таком уроке, происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, формируя деятельностный подход в обучении.

Урок по теме ведут два преподавателя, но понятно, что на одном уроке не могут быть представлены в равной степени, например, литература и история, физика и химия, или информатика и любой другой предмет, поэтому одному из предметов надо потесниться, вобрав в себя второй, а иначе польза от интегрирования сомнительная.

Учитывая это – первая трудность для задумавших провести  такой урок – научиться выделить в многообразии изучаемых предметов то общее, что можно взять за основу. Понятно, что психологическая и методическая совместимость учителей играет не последнюю роль в решении этой проблемы.

В какой последовательности идёт подготовка к проведению бинарных уроков?

Прежде всего, анализируется тот фактический материал, который может служить темой урока. Далее смотрим, в какой степени этот материал поможет нам повысить мотивацию обучения и служить предметом заинтересованного общения, при этом учитывается объём и уровень знаний учащихся по предмету, то есть совместно тщательно урок планируем.

Следующим шагом является поиск наиболее рациональной формы урока. Это может быть:

  • урок-диспут,
  • урок-диалог,
  • урок-пресс-конференция,
  • урок-игра,
  • урок-форум,
  • урок-исследование и т.д.

Далее, нужно определиться с типом урока. В отличие от обычных уроков, которые классифицируются, как известно, по признаку основной дидактической цели на  пять типов (урок изучения нового; урок закрепления; комбинированный урок;  повторительно-обобщающий урок; контрольный урок — урок проверки знаний, умений и навыков), бинарный урок может быть либо уроком изучения новых знаний, либо уроком систематизации обобщения знаний, либо комбинированным.

Общая структура таких уроков включает:

вступление — постановка цели, задачу урока, актуализацию опорных знаний, необходимых для сознательного восприятия его содержания, сообщение плана работы;

основную часть — раскрытие содержания учебного материала;

заключение — подведения итогов, оценка работы учащихся, определение домашнего задания.

Основная часть урока более вариативна сравнительно с вступлением и заключением. Это обусловливается многими факторами, а именно:

  • объекты изучения бывают абстрактными и конкретными; характеристика одних требует преимущественно монолога изложения учителя, других — организации беседы с учащимися;
  • ход рассуждения может быть дедуктивным или индуктивным, не последнюю роль играет индивидуальность учителя.

Чтобы лишний раз подчеркнуть, что интегрированный урок — это специфическая форма занятия, и главное на нем — это изучение междисциплинарных объектов.

Приведу пример, который сама придумала: межпредметная связь уроков обществознания и информатики. Тема урока «Федеральная антимонопольная служба». Предположим, что подобная тема уже рассматривалась на уроках обществознания и у учащихся имеются некоторые знания.  На этом уроке пусть они  вспомнят, чем непосредственно занимается антимонопольная служба, охарактеризуют цели и задачи службы, подготовят заранее презентации по найденному материалу. Затем урок можно  продолжить в форме диспута.

Для грамотного проведения интегрированных уроков я должна ещё вам сказать то, что интеграционную взаимосвязь учебных предметов можно осуществлять на трёх уровнях: высший – уровень целостности, при котором происходит полная содержательная и процессуальная интеграция в рамках нового предмета – это сложно.

Второй уровень – уровень дидактического синтеза, при котором сохраняется каждый предмет, а интеграция осуществляется на базе одного из них. При этом интегрирующим фактором являются общие объекты изучения.

Третий уровень – уровень межпредметных связей (МПС). Интегрирующим фактором являются общие элементы содержания предметов. (приведенный пример урока)

В заключение несколько выводов. Итак, с точки зрения интеграции, методисты различают:

Бинарный урокучебное занятие, объединяющее содержание 2 предметов одного цикла в одном уроке.

Его особенности – изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом; межпредметные связи реализуются  в процессе преподавания дисциплин одной образовательной области.

Интегрированный урок – учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов. Ведут его несколько преподавателей.

Интегрированный урок предусматривает:

  • Обсуждение заданий, темы, способствующих развитию интереса учащихся к предмету;
  • Может быть проведен в форме собеседования, семинара, конференции, ролевой игры, зачетного задания, дискуссии и т.д.;
  • Позволяющих в большей степени проявить и самостоятельность в применении знаний, максимальном их углублении;
  • Оценивание деятельности групп экспертами, обобщение наработанного материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Библиотечка «Первого сентября»: Как готовить интегрированные уроки / Москва «Чистые пруды», 2006.
  2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. — 1996. — № 5. — С. 150-154.
  3. Данилюк Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система. //
    Педагогика. — 1997. — № 4. — С. 24-28.
  4. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе- М.: Педагогика. — 1981. — 195 с.
  5. Кедров Б.М. Классификация наук. М.: Наука., 1978. 549 с.
  6. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983.
  7. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. — СПб, 1991.
  8. Максимова В.Н., Зверев И.Д. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе в современной школе. М.: Просвещение, 1987. 180 с.
  9. Минченков Е.Е. Роль учителя в организации межпредметных связей. / Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе. МежВУЗовский сборник научных трудов. — Челябинск: Челябинский пед. ин-т, 1982.
  10. Рогушина Т.П. Интегрированный подход в обучении. [Электронный ресурс] – Режим доступа к ст. – /http://festival.1september.ru/2005
  11. Чепиков М.Г. Интеграция науки: Философский очерк. М.: Мысль, 1981. 276 с.
  12. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Нар. образование, 1985.

 Ресурсы Интернета

  1. http://cs.nstu.ru.
  2. http://www.mis.rsu.ru/confyi999a/7-18.htm
  3. http://vrbsh.narod/ru/ — Современный урок. Требования к современному уроку. (Методические рекомендации учителю)

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Марина Васильевна! У Вас очень интересный подход к реализации межпредметных связей различных учебных предметов, в частности интеграции знаний разных дисциплин в форме «бинарного» урока. Считаю, что здесь налицо оригинальность, что заслуживает особого внимания наших коллег.

А.В. Горячев

Марина Васильевна, если у Вас есть опыт организации бинарных или интегрированных уроков с участием нескольких учителей, как проводится оплата нескольким учителям за один урок. Или шире: существует ли вообще какая-то нормативная база для проведения бинарных и интегрированных уроков?
Заранее благодарен за ответ.

О.А. Козлов

Уважаемая Марина Вамиьбевна! Проблема нехватки часов на информатику была всегда, и предложенный Вами путь известен, но вы дали хорошую научную основу и показали интересные результаты. Публикуйте методические рекомендации. Успехов!

wpDiscuz