К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Дмитриенко Вера Николаевна
САФУ им. М. Ломоносова
Россия, e-mail: vera.vnd2013@yanex.ru

Научный руководитель:
к.пед.н., доцент Чиркова Л.Н.

Активное развитие информационного общества приводит к коренным изменениям практически всех сфер человеческой деятельности, формирует новые линии в поведении и общении, новые представления об уровне и качестве жизни, рождает новые ценности. Все эти компоненты становятся основными атрибутами повседневной жизни и профессиональной деятельности, т.е. элементами культуры. Сегодня весьма актуальной является  проблема формирования информационной культуры общества, как стратегически важного направления развития культуры [6].

Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача формирования у молодого гражданина информационной культуры, человека способного грамотно ориентироваться в массивах информации, роль которой возрастает во всех сферах человеческой деятельности, используя ее себе во благо,  подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества.

Это находит свое отражение в ФГОС основного общего и среднего (полного) образования, предусматривающего:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции). [15]

Вместе с тем, следует отметить, что в ФГОС ООО задачи формирования ИК отмечаются лишь в предметных областях «Математика. Информатика» и связываются с «формированием информационной и алгоритмической культуры, формированием представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации, развитием основных навыков и умений использования компьютерных устройств, формированием навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умением соблюдать нормы информационной этики и права» [16].

Учителя гуманитарных предметов считают, что проблемы формирования информационной культуры, информационных качеств человека, знакомства обучающихся с многообразием предметов новой информационной культуры, освоение  новых способов  деятельности человека в информационной сфере в не меньшей степени  можно решить средствами гуманитарных наук, таких как литература, русский язык, история и обществознание.  Именно гуманитарные науки призваны «обеспечить формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой  культуры и достижениям цивилизации». [14] Для достижения этой цели гуманитарные науки   направлены на сбор, хранение и обработку информации с использованием информационных технологий, что способствует развитию информационной культуры учащихся.

Таким образом, налицо проблема выявления потенциала гуманитарных дисциплин в формировании информационной культуры учащихсянеобходимость оценки влияния информационных технологий, средств и методов информатики на развитие культуры учащихся возможностями гуманитарных школьных предметов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вельтман К. Электронная культура: достижения и перспективы. //Информационное общество, 2002, вып.1. – С. 24-30.
  2. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А, Уленко Ю.В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. – М., Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 512 с.
  3. Информационная грамотность: международные перспективы /под ред. Х. Лау. Пер. с англ. –М.: МЦБС,2010. –240
  4. Колин К. К. Качество жизни в информационном обществе. //Человек и труд, № 1, 2010. – С.39-43.
  5. Колин К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство //Alma mater (Вестник высшей школы), № 6, 2000. – С. 27-30.
  6. Колин К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция.//Глобализация: синергетический подход: сб. научн. тр. – М.: РАГС, 2002.
  7. Колин К.К. Информационная культурология: структура и содержание предметной области новой научной дисциплины. // Вестник ЧГАКИ, 2011, № 1. –c.7
  8. Колин К.К., Урсул А.Д. Информационная культрология: предмет и задачи нового научного направления. – Saarbrucken, Germany. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 249 c.
  9. Колин К.К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания. //Межотраслевая информационная служба, № 1, 1998. – С. 3-17.
  10. Колин К.К., Урсул А.Д. Философия информации и становление информационной культурологии /Информация и научное мировоззрение /Сб. статей. – М.: РШБА, 2013.
  11. Кравец В.А., Кухаренко В.Н. «Вопросы формирования информационной культуры» [Электронный ресурс http://www.e-joe.ru/sod/00/4_00/ku.html ( дата обращения 01.11.2015)
  12. Суханов А. П. Информация и прогресс. Новосибирск, 1988. С. 70.
  13. Теплая Н. А. Современные подходы к определению понятия и сущности формирования информационной культуры.// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №6(14), 2012 www.sisp.nkras.ru
  14. ФГОС С(П)ОО, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365
  15. ФГОС СОО, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365/файл/736/приказ
  16. ФГОС ООО, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Вера Николаевна! Действительно, сегодня чрезвычайно важно формирование информационной культуры школьников. Есть разные пути этого. При этом Вы предлагаете оригинальный подход, а именно посредством гуманитарных дисциплин. Это заслуживает особого внимания к результатм Вашей работы

А.В. Горячев
Вера Николаевна, а готовы ли учителя гуманитарных дисциплин взять на себя такую задачу как реализацию в рамках своих учебных предметов ведущей роли гуманитарных дисциплин в формировании таких метапредметных результатов как коммуникативные универсальные учебные действия или поиск информации как составную часть познавательных универсальных учебных действий? Я задаю такой вопрос, потому что вижу, что учителя информатики готовы взять на себя ведущую роль в формировании ИКТ-компетентности, а это тоже метапредметный результат. Более того, информатики могут взять на себя обучение выступлениям с компьютерным сопровождением, но какая гуманитарная дисциплина готова взять шефство над исходным обучением выступлениям перед аудиторией, обучению искусству ведения дебатов? Это могла бы… Read more »
О.А. Козлов

Уважаемая Вера Николаевна! Вы подняли очень важный вопрос. Нельзя сваливать всю проблему на учителя информатики. Только общими усилиями мы можем подготовить ученика к жизни в информационном обществе. В методические разработки у Вас есть?

Лидия Николаевна Чиркова

Уважаемая Вера Николаевна! Думаю настало время поделиться с коллегами своими методическими разработками об использовании информационных технологий в подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе, тем более, что этот ваш опыт апробирован и дает хорошие результаты.

wpDiscuz