ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Лепёшкина Светлана Анатольевна
МБОУ «СОШ № 42»
Россия, г.Владимир
e-mail: svetlanaanat42@mail.ru

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды (ЕИОС), рассматривающийся как одно из условий достижения нового качества образования.

Целью создания ИОС образовательного учреждения является перевод на новый технологический уровень всех информационных процессов, проходящих в образовательном учреждении, для чего необходимо интегрировать ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом.

При проектировании единой информационной среды в образовательных учреждениях планировалось оборудовать кабинеты информатики, создать рабочие места для администрации, которые состоят из персонального компьютера, принтера, рабочие места в предметных кабинетах. Большинство учителей прошли курсу по повышению компьютерной грамотности. В школы проведен высокоскоростной интернет. Вроде бы создали возможность для формирования информационной культуры обучающихся. Но что на факте?

Во-первых, кабинеты информатики во многих школах были оборудованы десятки лет назад, соответственно техника устарела. Во-вторых, чтобы обеспечить работу лицензионного программного обеспечения, школы иногда выкладывают последние «копейки», и опять же только на необходимые программы, не говорим уже о графических, звуковых  редакторах современности. Учителя, прошедшие курсы по ИКТ, бояться подойти к компьютеру.

Можно сказать, что это финансовые трудности и их можно решить с помощью спонсорской помощи. Ну а что делать с молодыми учителями информатики (я говорю про дипломированных специалистов), которые не умеют пользоваться интерактивными досками, используя их только как экраны, не говоря о том, что бы создавать электронные образовательные ресурсы самим. У них нет представления о работе в локальной сети, совместном использовании документов. Им приходится самостоятельно этому учиться, соответственно их направляют на курсы повышения квалификации (а уроки в это время не проводятся). Получается то, чему учили в течение пяти лет, не нужно.

А чему тогда учить будущих учителей информатики? Надо исходить из потребностей образовательных учреждений. Ведь на учителей информатики возлагают большие надежду по ведению дистанционного обучения, работе с электронными журналами, создание сайтов.

Почему бы при подготовке учителей информатики в высших учебных заведениях не обучить студентов по программам «Организация среды дистанционного обучения», «Организация среды коллективного взаимодействия средствами социального интернета», «Администраторы школьной автоматизированной информационной системы» и др.

С ведением федеральных государственных образовательных стандартов к преподаванию в 1-5 классах допускаются только учителя, прошедшие специальную профессиональную переподготовку. К ним же относятся и молодые специалисты. Как же это понимать? Школы работают по ФГОС, а выпускники педагогических вузов об этом узнают только придя в школу. Опять же предлагаю для подготовки учителей информатики организовать им во время обучения занятия по темам «Особенности преподавания  информатики в условиях введения ФГОС»,  «Реализация проектной деятельности в условиях информатизации образования. Основной курс программы Intel®«Обучение для будущего» V.10» и др.

Как сказано в Национальная образовательная инициативе «Наша новая школа»: «Новая школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.»

ЛИТЕРАТУРА

  1. Босых Т. В., Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. (http://io2.nios.ru/index.php?art=1294&point=24&rel=35).
  2. Зайцева Ж. Н., Генезис виртуальной образовательной среды на основе интенсификации информационных процессов современного общества.
  3. Ильченко О. А., Организационно-педагогические условия сетевого обучения.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  5. Основы открытого образования Т. 1 под ред. В. И. Солдаткина.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова
Уважаемая Светлана Анатольевна! Конечно Вы правильно рассуждаете, когда видите целый ряд недостатков в практике обучения информатике и в частности в подготовке школьных учителей. Но могу сказать, что сегодня есть и немало школ, где и оснащение неплохое и требования к учителю информатики соответствующие. При этом немало вузов, где подготовка учителя информатики ведется с учетом совершенно новых требований к нему. В частности, и в МПГУ ежегодно обновляются учебные планы, изменения касаются и различных дисциплин, разрабатываются каждый год соответствующие рабочие программы и пр. Кроме того, мы ведем еще и курсы повышения квалификации, переподготовки и пр. Считаем, что не так уж всё и плохо.… Read more »
М.Г. Победоносцева

Добрый день. Я считаю, что очень важно иногда показывать, как реально, на практике, а не на бумаге выполняются планы, стратегии, постановления и пр. Какие проблемы возникают при этом. Но согласна с Татьяной Борисовной, что ситуация не столь удручительная. Можно найти как положительные примеры добросовестного отношения к подготовке специалиста, так и отрицательные.

Л.В. Вяткина
Коллеги, помните создание Центров ИКТ? Это была реальная помощь в становлении специалистов. Начали с «Реализация проектной деятельности в условиях информатизации образования. Основной курс программы Intel®«Обучение для будущего», обучали предметников поэтапно: базовый уровень, основной, повышенный. Как результат было формирование ключевых, базовых компетенций и специальных. Учителя этого уровня переходили на совмещение преподавания информатики. В группах были учителя разных предметов (особенно когда группа формировалась на базе одной школы), разного «уровня общения» с компьютером. Может быть не стоит забывать о такой форме, используя современную дистанционную.Разумно 1-2 специалистам выезжать в школу для «живых консультаций». О «Проблемах подготовки учителя в условиях сетевого взаимодействия» идёт речь в… Read more »
wpDiscuz