К ВОПРОСУ О ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

К ВОПРОСУ О ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Касторнова Василина Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент

ФГБНУ «Институт управления образованием
Российской академии образования»

Россия, e-mail: kastornova_vasya@mail.ru

Андреев Алексей Евгеньевич
кандидат технических наук, доцент

ФГБНУ «Институт управления образованием
Российской академии образования»

Россия, e-mail: danvas3@rambler.ru

Современный период развития общества характеризуется влиянием на него информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), проникающих в большинство сфер человеческой деятельности и обеспечивающих циркуляцию потоков информации в социуме, образуя глобальное информационное пространство, функционирующее в том числе на базе электронных образовательных ресурсов.

Из всего многообразия педагогических применений электронных образовательных ресурсов следует выделить использование электронных средств учебного назначения (ЭСУН), представляющих собой учебные программные средства, реализующие возможности средств ИКТ и ориентированных на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с обучаемым при интерактивном взаимодействии; контроль результатов обучения и продвижения в учении; автоматизацию процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением [1].

Важно отметить, что при проектировании ЭСУН необходимо соблюдать следующие требования: дидактические (научность, доступность, адаптивность, учет особенностей конкретного учебного предмета); технические (доступность различных моделей компьютеров, простота навигации, высокая степень интерактивности); эргономические (учет индивидуальных особенностей обучаемых, требования к отображаемой информации); эстетические (соответствие оформления функциональному назначению программных средств). Только в этом случае использование ЭСУН положительно влияет на развитие учебно-познавательной деятельности обучаемых, обеспечивает повышение эффективности и качества процесса обучения, углубление межпредметных связей за счет реализации возможностей электронных образовательных ресурсов и использования современных средств обработки информации.

Существуют несколько подходов к проблеме оценки качества ЭСУН [2]: критериальная оценка их методической пригодности, основывающаяся на использовании критериев оценки качества; экспериментальная проверка педагогической целесообразности их использования, основанная на практической апробации применения в процессе обучения в течение определенного периода;  экспертная оценка качества, основанная на компетентном мнении экспертов, знающих данную область и имеющих научно-практический потенциал для принятия решения; комплексная оценка качества, интегрирующая все или некоторые из вышеперечисленных подходов.

Экспертные методы оценки качества ЭСУН используются при формировании общей оценки (без детализации) уровня качества, а также при решении частных вопросов, связанных с определением показателей качества и, следовательно, могут применяться: при общей (обобщенной) оценке качества ЭСУН; при классификации оцениваемого ЭСУН; при аттестации ЭСУН; при сертификации ЭСУН и др.

Сертификация продукции, одним из видов которой являются ЭСУН, имеет своей целью проведение независимой и компетентной экспертизы показателей качества на соответствие заранее определенным техническим требованиям (международным, государственным и отраслевым стандартам, нормативно-техническим документам и др.). К объектам, подлежащим добровольной сертификации, относятся в том числе программное обеспечение и аппаратно-программные комплексы, представляющие собой нераздельную совокупность технических и программных средств, осуществляющих автоматизированное выполнение поставленных задач и/или обеспечивающих функционирование электронных информационных ресурсов информационных систем.

Конечной целью сертификации ЭСУН в сфере образования является обеспечение качества и эффективности процесса обучения на основе применения ЭСУН, разработанных с учетом требований отраслевых стандартов и нормативно-технических документов и прошедших обязательную или добровольную сертификацию. Сертификация предполагает удостоверение достигнутого качества и надёжность функционирования ЭСУН.

Вопросам экспертизы и сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ посвящены работы [3, 4]. В них рассматривались такие виды продукции, как: электронные издания образовательного назначения; электронные средства учебного назначения; прикладные программные средства и системы автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса и управления образовательным учреждением; учебно-методические комплексы, включающие электронные издания образовательного назначения и электронные средства учебного назначения; информационные сети образовательного учреждения; распределенный информационный ресурс образовательного назначения локальных и глобальных сетей; комплекты учебной вычислительной техники; учебное лабораторное оборудование, сопрягаемое с компьютером; автоматизированные рабочие места пользователя (работника образовательного учреждения); видеомониторы для комплектов учебной вычислительной техники.

В развитие теоретических и методических подходов, рассмотренных в [3, 4] в связи с постоянным совершенствованием современных аппаратных и программных средств, нами были выделены следующие виды сертифицируемой продукции: информационная система образовательного назначения; электронные ресурсы в образовании и науке; комплект оборудования, функционирующий на базе информационных и коммуникационных технологий, предоставляющий пользователю возможность доступа, отображения, манипулирования, обработки и управления информационными ресурсами и набор базовых сервисных услуг для осуществления образовательной деятельности, определяемой структурой и видом учебного заведения и в зависимости от его профессиональных интересов; система автоматизации и управления технологическими процессами в образовании; система учебно-методического и научно-исследовательского обеспечения электронного обучения и дистанционных технологий; средства отображения, манипулирования, обработки и управления аудиовизуальной информацией, предназначенные для аудиторного представления; средства отображения, манипулирования, обработки и управления контентом интерактивных мобильных устройств; средства периферийного оборудования, сопрягаемого с компьютером, для организации и проведения виртуальных экспериментов; автоматизированная система учета библиотечного фонда, в том числе представленного в электронном виде, и организации деятельности библиотеки (библиотек), в том числе электронной библиотеки (библиотек).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / составители И.В.Роберт, Т.А. Лавина. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 69 с.: ил. – (Информатизация образования).
  2. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 398 с.: ил. — (Информатизация образования).
  3. Рекомендации по рецензированию электронных изданий образовательного назначения, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального общего, основного общего, общего среднего образования. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИИО РАО, 2013. – 25 с.
  4. Система добровольной cертификации (СДС) аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения (АПИКОН). Организационно-методические документы. – М.: ИИО РАО, 2013. – 127 с.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемые Василина Анатольевна и Алексей Евгеньевич! Конечно, проблема качества электронных средств учебного назначения сейчас стоит очень остро. Безусловно, надо решать вопросы оценки их качества и соответственно сертификации

М.Г. Победоносцева

Спасибо, очень интересная и содержательная статья. Согласна, что добровольная сертификация может повысить качество процесса обучения. Скажите, пожалуйста, приходилось ли Вам сталкиваться с этим процессом? ПодЕлитесь опытом? Есть ли какие-то подводные камни?

wpDiscuz