ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Победоносцева Мария Георгиевна
кандидат педагогических наук

ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»
Россия, г.Москва, e-mail: pobedam@gmail.com

Современное общество заинтересовано в повышении качества образования — развитие в русле цивилизации невозможно вне рамок высококачественного образования. Но что же такое это высококачественное образование? Что оно в себя включает?

В настоящее время накоплен обширный арсенал методик, требований, моделей оценки качества образования. В конечном итоге, актуальность разработки критериев оценки качества образования такова, что ее можно оценить как особый социальный заказ, предложенный общественным наукам в современных условиях. К сожалению, часто формализованный подход, опирающийся не на комплексную оценку, а на «фрагментированную», не учитывает такие параметры оценки результативности образования, как уровень его соответствия современным потребностям перспективного развития страны, интересы различных социальных и территориальных групп. Если рассматривать подходы к оценке качества образования с точки зрения требований к современному выпускнику, можно выделить несколько групп, непосредственно заинтересованных в этих результатах.

Первая, самая глобальная – государство в целом. Для данной группы наиболее подходит определение качества образования, данное Шишовым С.Е. и Кальней В.А.: «Качество образования — это социальная категория, отражающая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности».

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования указаны требования к личностным, метапредметным и  предметным результатам обучения, которые и должны определить «портрет» современного выпускника. При этом важно помнить, что без системного подхода к формированию планируемых образовательных результатов сложно построить образовательный процесс, приводящий к ожидаемым результатам. Следовательно, на первый план выходят специально конструируемые педагогические ситуации, требующие от учащихся конкретных видов деятельности (исследовательской, инновационной, проектировочной, коммуникативной, рефлексивной, управленческой), основанной на конкретном предметном содержании и ограниченном включении педагога в образовательный процесс на протяжении определенного времени. Такое построение приходит в противоречие со своей формой, заставляет по-другому организовать процесс, изменяет саму деятельность школьного коллектива, требования к подготовке учителей.

Другая группа, заинтересованная в результатах обучения – родители подрастающего поколения. Еще несколько лет назад главным требованием данной социальной группы являлась подготовка школьника к сдаче экзаменов в школе, а в дальнейшем и при поступлении в институт. В настоящее время имеется тенденция к смене приоритетов. Родители, оценивая быстро меняющиеся социальные и экономические условия, требования рынка труда, оценивают уже не только баллы, полученные на экзамене, но и приобретенные практические навыки деятельности, сформированность личностных качеств, способность к образовательной и профессиональной мобильности. Это ведет к перестройке образовательного процесса, переориентации с передачи знаний на использование интерактивных моделей обучения.

Еще одна немаловажная группа – это работодатели. Нужна ли ориентация на данную социальную группу в образовательном процессе? Несомненно. Это было отмечено еще в 2008 году в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года как основной приоритет социальной и экономической политики вместе с ориентацией на фундаментализацию образования. Реализацией запросов данной категории может служить введение практикоориентированных элективных курсов, т.е. курсов, ориентированных на потребности рынка труда. При этом можно отметить две сложности, которые могут служить препятствием для реализации такого подхода. Это, в первую очередь, несоответствие темпом модернизации школы и ранка труда. С другой стороны – ресурсная ограниченность возможностей разработки качественных элективных курсов такой направленности. И учителям приходится самостоятельно, в зависимости от профиля, конструировать новые элективные курсы, удовлетворяющие потребностям каждой конкретной школы с точки зрения ее расположения и бизнес–окружения. При этом потенциальные работодатели, которые выходят на связь со школой не ищут совокупность предметных знаний. Они направлены на подбор самостоятельных, профессионально мобильных личностей, нацеленных на результат, со способностями к коммуникации и нестандартному подходу к решению задач, т.е. определенный набор личностных качеств, определяющих лидера. Таким образом, мы опять возвращаемся к вопросу о построении  педагогических ситуаций.

И, наконец, далеко не последняя группа – сами учащиеся. Для достижения образовательных результатов, повышения качества образования, в их шкале потребностей далеко не последнее место занимает мотивация. С точки зрения учащегося важным стимулом к учебе является Интерес. Это также позволяет говорить о необходимости отхода от традиционной классно–урочной системы и включения многообразия форм организации образовательной деятельности учащихся в учебный процесс.

Информатика – предмет, позволяющий в рамках существующей классно–урочной системы расширить границы возможностей как своего предмета, так и других для перенацеливания учебного процесса на современные потребности информационного общества. Подготовка современного учителя к решению задач модернизации образования не в полной мере включает такие аспекты и является одной из ключевых проблем подготовки современного специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абдуллина С. К. Инновационные формы организации методической работы школы: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Казанский гос. пед. ун-т. – Казань, 1999. – 18 с.
  2. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. — 264 с.
  3. Боно Э. Нестандартное мышление: самоучитель. ООО «Попурри», 2006. – 272с.
  4. Бьюзен Т. Могущество творческого интеллекта. ООО «Попурри», 2004. – 160с.
  5. Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика, 2003. – №1 (12). – 134 с.
  6. Дьюи Дж. Демократия и образование. «Педагогика-Пресс», 2000. – 383с.
  7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/4717. Дата обращения: 12.02.2016.
  8. Рыжаков М.В. Чему учит история (как не надо реформировать содержание образования) / Стандарты и мониторинг, 2001. – № 3. – 20–27.
  9. Шейнин Л. Тройка по физике. Записки следователя. – Кишинев: Лумина, 1987. – 3 с.
  10. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  11. Щипачева Н.В.. Качество образования в системе высшей школы. Социологический аспект. Автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06. Уральский государственный экономический ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 16 с.
  12. Федеральные государственные образовательные стандарты. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/336. Дата обращения: 12.02.2016

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Мария Георгиевна! Конечно, качество образования на современном этапе во много определяется ориентацией на запросы всех участников образовательного процесса — реализация их образовательных потребностей и определяет уровень качества образования. Во многом с Вами согласна

А.Н. Соколова

Уважаемая Мария Георгиевна! Вы подняли очень важную проблему изменяющихся требований к образовательной системе, выдвигаемых обществом. Побороть противоречия, возникающие при традиционной организации образования, позволяет, как Вы совершенно справедливо заметили, системный подход.

Лидия Николаевна Чиркова

Уважаемая Мария Георгиевна! Качество образования, безусловно волнует всех, от ученика до работодателя! На ваш взгляд, какую оценку в целом можно поставить качеству образования в современной школе? От кого это зависит?

wpDiscuz