«ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ» — СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

«ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ» — СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Вяткина Любовь Васильевна
кандидат педагогических наук

МБОУ Нердвинская СОШ
Россия, г.Пермь
e-mail: kandidat21@mail.ru

Современная школа – новая  предметно-информационная среда.

Развитие и воспитание протекает  в мире  информационных технологий,  среди множества созданных человечеством электронных устройств: компьютерная техника, телефоны, цифровые фотоаппараты и видеокамеры и так далее. Современная действительность, окружающая ученика, заставляет по-другому взглянуть на обучение детей уже в начальной школе. Алгоритмический и логический стиль мышления  становятся малоэффективными. Для того, чтобы быть ситуативными и чувствовать себя комфортно, созревает необходимость формировать системное мышление. Формирование универсальных учебных действий согласно новым действующим федеральным   государственным стандартам — неотъемлемая часть учебного-воспитательного процесса.  Поэтому в базовый учебный план включена информатика со 2 класса. В начальной школе она важна не менее, чем математика  и русский язык.

В учебный процесс активно внедряются  педагогические технологии. Стандарты нового поколения ориентированы на получение  результатов образования посредством системно-деятельностного подхода. Развитие познавательных процессов рекомендуется организовывать через деятельность, рассматривая её как внешнее условие для развития ребенка. Одним из вариантов решения вопроса раннего формирования предметных, метапредметных и личностных УУД, предусмотренных новым ФГОС, может быть информатика как интегрированная наука.

Суть образовательной задачи информатики состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Учитывая интегрированный характер предмета, можно реализовать данное направление с помощью дополнительной образовательной программы «Легоконструирование»  научно-технической направленности. Используя возможности компьютера на занятиях по легоконструированию, дети развивают и приобретают умение моделировать и конструировать различные механизмы.

Данная стратегия обучения легко реализуется через групповые занятия с комплектами «Лего». Путем изучения программы LEGO® WeDo™ создаются условия для    формирования творческого развития, логического и  конструктивного мышления. «Робототехника» не входит в стандарт образования. Компоненты этого курса можно по-разному встраивать в школьные предметы. Например, в курс информатики 3-4 класса (автор Н.В. Матвеева, включены темы «Мир объектов», «Мир моделей», «Управление»). На основной ступени обучения в предметах технологии и физики также возможно включение в тематическое планирпование. При варианте, когда «Робототехника» утверждается  в качестве предмета, к занятиям предъявляют такие же требования, как и к другим школьным предметам: рабочая программа, тематическое планирование, конспект урока и технологическая карта.

В нашей школе – это дополнительное образование, поэтому урок как основная форма проведения занятий не является основной, а также временные рамки занятия варьируются от 35 до 45 мин. Количество детей в группе не должно превышать  10 человек

Работа с продуктами LEGO Education организуется на основе принципа практического обучения. Основной метод обучения — проектный метод. Оптимальное решение – работа в паре. Сначала дети обсуждают, а затем конструируют различные модели. Благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе», активизируется усвоение учебного материала. Достойным тезисом современного понимания данной технологии можно считать  слова «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить».

Следовательно, предлагаемая технология – это совокупность исследования, поиска, творческого подхода. Учащиеся, вовлечённые в игровую деятельность, собирая модели, ощущают себя в роли исследователей и инженеров. Собирая простейшие конструкции, ученики легко усваивают сведения из естественных наук, технологии, проводят простейшие математические расчёты, не боятся совершать ошибки и исправлять их. Они адекватно реагируют на трудности (личностные УУД). Это постоянно побуждает учащихся мыслить и решать возникающие проблемы (регулятивные и познавательные УУД).

Лего-конструктор LEGO® WeDo™ и пакеты программного обеспечения — специальный ЦОР, включающий в себя 4 этапа обучения:

  • установление взаимосвязей;
  • конструирование (авторы рекомендуют отвести время для работы над усовершенствованием предлагаемых моделей, а также для конструирования и программирования своих собственных);
  • рефлексия: дети могут заменить детали, провести нужные измерения и расчеты, оценить возможности.  Оценить свои достижения ученики могут совместно с учителем (коммуникативные УУД).
  • развитие: все занятия раздела «Развитие» содержат идеи создания и примеры программ для моделей с более сложными движениями.

При переходе от одного этапа к следующему, новые знания учащихся «накладываются» на те, которые у них уже имеются что обеспечивает расширение познания. Излагать материал рекомендуется придерживаясь методики проблемного обучения. Рекомендуемые формы занятий; ролевая игра, эвристическая беседа, «рассказ без окончания». Основными формами деятельности учащихся являются самостоятельная интеллектуальная и практическая, в сочетании с групповой, индивидуальной формой работы. На первых занятиях по конструированию «Лего» нужны готовые шаблоны, так как у многих детей отсутствует практический опыт. Необходим этап знакомства с различными видами соединений деталей: тренируется умение делать по образцу или алгоритму, работать в паре (в каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции). Со временем учащиеся будут отклоняться от инструкции, включая собственную фантазию, позволяющую создавать интересные модели.

Что касается учащихся — их не смущает недостаточность знаний для конструирования собственной модели, это компенсируется возрастающей активностью любознательности учащегося, что выводит обучение на новый продуктивный уровень.  Школьники приобретают опыт видения и понимания связи и отношений между объектами, учатся «видеть» системы — это способствует развитию у учащихся начальной стадии системного мышления, которое необходимого для современной жизни наряду с алгоритмическим и логическим.

Преподаватель становится мотиватором, наблюдателем и консультантом, провоцирует вопросы, размышления, моделирует различные ситуации. У каждого преподавателя в дополнительном образовании возможен свой путь, который ведет от цели к результату. Эффект занятий усиливается компетентностно-ориентиро-ванным подходом планирования всего курса. Новые концепции в образовании позволяют учителю переосмыслить действующие методы и приемы обучения, мотивируют учиться и двигаться вперед.

Таким образом, «Робототехника» становится для учащимся мотивационным импульсом, обладает большим потенциалом в формировании УУД учащихся.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Любовь Васильевна! Совершенно с Вами согласна, что использование робототехники может оказать существенное влияние ра формирование и развитие УУД. Конечно, надо использовать эти преимущества. Хотелось бы более подробней познакомиться с Вашим опытом.

Надежда Николаевна

Любовь Васильевна, приглашаем Вас к сотрудничеству, если есть интересные работы, программы и пр. готовы к взаимообмену.

Е.А. Куликова

Развитие робототехники это актуальное и перспективное направление в образовании. Представленный опыт вызывает неподдельный интерес, является инновационным. Но как любая инновация вызывает много вопрос у заинтересованных лиц. Какие формы дополнительного образования используются автором? Это кружок или занятие в рамках внеурочной деятельности? Как отбираются дети в группу, есть ли какие-то критерии? Как поддерживается интерес к занятиям в течение года? Сохраняется ли весь состав учеников группы к концу года?

wpDiscuz