ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ, КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ, КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Алясова Татьяна Вячеславовна
МБОУ Фрязевская СОШ № 41 им. Б.А. Воробьева
Россия, п. Фрязево, Ногинский район
e-mail: F41k1@mail.ru

Проблемное обучение как метод творческого, продуктивного усвоения знаний используется в мировой педагогике с давних времён. Большой вклад в развитие принципов проблемного обучения внесли отечественные педагоги и психологи Матюшкин А.М., Рубинштейн С.Л., Махмутов М.И., Кудрявцев Т.В., Лернер И.Я. и другие. Исследование теоретических предпосылок реализации проблемного обучения информатике предполагает выделение дидактических принципов проблемного обучения, механизмов возникновения проблемных ситуаций, основных характеристик проблемных ситуаций.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными занятиями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления.

Можно выделить основные характеристики проблемных ситуаций: жизненность, трудность, неопределённость, результативность, динамичность.

Жизненность. Все предлагаемые проблемные ситуации должны быть заимствованы из жизни или максимально к ней приближены. Освоение на уроках информатики основ науки, средств и методов информатики, информационных технологий пригодится школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Чем более естественную, жизненную форму принимает проблемная ситуация, тем больше возможностей активизировать учащихся к участию в её решении. Требования государственного образовательного стандарта определяют деятельностный характер информатики как дисциплины. Обучение деятельности учащихся возможно только в том случае если на уроке создаются учебные ситуации, действие в которых формирует опыт решения жизненно важных проблем.

Трудность. Проблемная ситуация не должна быть слишком легко решаемой, она должна быть достаточно трудной. Для решения проблемы учащиеся должны использовать уже имеющейся у них опыт. Проблемная постановка задачи создает такие условия протекания учебного процесса, когда ученику сложно сформулировать готовый ответ на поставленную задачу, даже если он обладает определенным багажом знаний. Наличие знаний и опыта решения сложных задач являются предпосылками для возникновения новых мыслей, для решения возникшей проблемы. Если же этих знаний, умений и навыков ученику недостаточно, то необходимо провести дополнительную работу.

Неопределённость. Ощущение неопределённости является основанием для формулирования гипотез, предварительного продумывания, обсуждения, выбора путей решения проблемы. Если же при выполнении задания ученик должен сформулировать новую, ранее не известную ему мысль, то выполнение такого задания потребует серьезных мыслительных усилий, напряжения воображения и концентрации внимания, большего объема памяти. Новые мысли при этом являются результатом практического действия или абстрактного мышления учащихся.

Результативность. Результат разрешения проблемной ситуации или задачи должен иметь законченный вид. Например, результат может быть представлен в виде программы, текста, таблицы, диаграммы, графика, презентации, электронного письма. Проектирование и реализация проблемной ситуации при изучении информатики от формулировки проблемы, до конечного решения и проверки правильности этого решения должны быть ориентированы, прежде всего на получение конкретного результата. Большое влияние на результаты обучения информатике может оказать организация на уроках обсуждения опыта использования ИКТ и оценивание его значимости для различных сторон жизнедеятельности человека.

Динамичность. Заключается в естественном, динамичном переходе от одной ситуации к другой, вследствие неожиданных препятствий и трудностей (пропуск занятия, непонимание материала), в вызывании посредством данной ситуации новых ситуаций, позволяющих всесторонне изучить проблему. Следует отметить, что каждый обучаемый индивидуален. Компьютеры, планшеты, портативные игровые консоли и специальное программное обеспечение выступают в качестве исследовательского инструментария, с помощью которого человек организует быстрый и полный поиск необходимой информации из множества источников, ее хранение, обработку и продуцирование.

Методических приемов создания проблемных ситуаций множество но можно выделить такие как:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.

Общим условием успешности проблемного обучения является высокое профессиональное мастерство учителя, при котором он создает такую проблемную ситуацию и такой степени трудности, которая соответствует познавательным возможностям учащихся и организации познавательной активности каждого ученика. Для достижения поставленной цели развития учащихся, вооружения их глубокими и прочными знаниями через проблемное  обучение учитель должен применять эту технологию целенаправленно и систематически. Благодаря такой работе у ученика снимается психологический барьер перед поиском решения задачи. Зная, что задача может быть решена разными способами, он смелее будет браться за ее решение. Постепенно, решая задачу за задачей, он приобретает некоторый опыт, что позволит ему развивать логическое мышление, интуицию, систематизировать знания, расширять общеобразовательный кругозор, накапливать полезный опыт. Учащиеся овладевают основными методами решения задач, составляющими важную часть многих эвристических алгоритмов, учатся рационально планировать поиск решения задачи, выполнять полезные преобразования условия задачи.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Коджаспарова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы: учеб. пособие для студентов педучилищ и колледжей. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
  2. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение, 1968. – 208 с.
  3. Прусакова О. А. Теоретические предпосылки реализации проблемного обучения информатике в школе [Текст] / О. А. Прусакова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.).  — Уфа: Лето, 2011. — С. 72-74.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Татьяна Вячеславовна! Очнь актуальная тема Вашей статьи. Это в русле требований ФГОС ОО по реализации системно-деятельностного подхода. Хотелось бы по-больше практических примеров по осуществлению проблемного обучения информатике.

А.В. Горячев

Татьяна Вячеславовна, известно, что некоторые подходы к реализации проблемного обучения детально проработаны и практически доведены до уровня педагогической технологии. Что называется, бери и применяй. В качестве примера могу привести разработки Елены Леонидовны Мельниковой в области проблемно-диалогического обучения, изложенные на её сайте pdo-mel.ru . Хотелось бы понять, насколько совпадает Ваше представление о проблемном обучении с представлением Елены Леонидовны.
Заранее благодарен за ответ.

О.А. Козлов

Оченнь понравилась статья Т.В. Алясовой

О.А. Козлов

В статье Алясовой прежде всего отмечаю грамотное научное изложение и видна авторская позиция. Радует, что есть такие учителя. Готов поддержать исследование проблемы

П.И. Ефимов

Уважаемая Татьяна Вячеславовна! Хотелось бы услышать от Вас, как Вы используете данный метод в своей работе. Конкретно, меня интересует вопрос: вы используете микропроблемы, то есть проблемы, решаемые в рамках одного урока, или ставите более обширные проблемы, которые поэтапно решаются на протяжении нескольких уроков или даже в рамках изучения целой темы? Спасибо!

Е.А. Потопнина

Уважаемая Татьяна Вячеславовна! Очень актуальная тема Вашей статьи. Хотелось бы по-больше практических примеров по осуществлению проблемного обучения информатике. И как происходит процесс ввода проблемы конкретно у Вас. На всем уроке держится или именно на некоторых этапах урока.

wpDiscuz