ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕМЫ «СОЗДАНИЕ ВЕБ-САЙТОВ» В КЛАССАХ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕМЫ «СОЗДАНИЕ ВЕБ-САЙТОВ» В КЛАССАХ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Гладков Александр Евгеньевич
МОУ лицей г.о. Орехово-Зуево
Россия,  e-mail: alexgl@inbox.ru

К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов.

Одним из направлений модернизации школьного образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы. В 2002 году Министерством образования Российской Федерации и Российской академией образования была разработана «Концепция профильного обучения». Различные аспекты содержания обучения в условиях профильной дифференциации обсуждались в работах А.А.Кузнецова, В.К.Белошапки, С.А.Бешенкова, А.Г.Гейна, А.Ю.Уварова, А.Л.Семенова, Н.Д.Угриновича, Т.Б.Захаровой, В.Ф.Шолоховича и др.

C 2004 образовательное учреждение, в котором я работаю, реализует профильное обучение. Преподавание информатики и ИКТ на профильном уровне в нашей школе осуществляется в 10-11 классах физико-математического профиля, где учебный предмет «Информатика и ИКТ» является одним из профильных предметов. К моменту поступления в 10 класс, все учащиеся  проходят полный базовый курс информатики и ИКТ в объеме 192 часов. Таким образом профильный курс является развитием курса информатики, который изучается в основной школе.

В учебном плане для обучения по данному предмету на ступени среднего (полного) общего образования отводится 264 часов (в том числе в 10 классе – 132 учебных часов и в 11 классе – 132 учебных часов, из расчета 4  учебных часа в неделю).

Одной из тем профильного курса информатики и ИКТ является тема «Создание Веб-сайтов». Данная тема наиболее интересна для учащихся. Она предоставляет школьникам широкие возможности для исследовательской и творческой работы, помогает учащимся самоутверждаться, реализовывать свои знания в практической деятельности.

Изучение данной темы приобретает все большую актуальность. Сейчас все уже понимают, что Веб-сайты пригодны не только для распространения on-line развлечений, но и для серьезной образовательной, научной и легальной коммерческой деятельности. Верный признак этого — растущие инвестиции в Интернет-проекты. На сегодняшний день Веб-сайтом могут быть любые программные комплексы, имеющие Интернет-интерфейс. Все труднее сообразить, какие программные комплексы не имеют (или в ближайшие годы не будут иметь) этот самый Интернет-интерфейс.

Таким образом изучение темы «Создание Веб-сайтов» способствует профориентации школьников.

При изучении данной темы хорошо используется метод проектов. Итоговым результатом проектной деятельности служит готовый продукт — Веб-сайт, размещенный в Интернете или локальной сети. При этом происходит формирование у учащихся определенных личностных качеств, которые развиваются в деятельностной форме обучения (умение самостоятельно находить варианты решения задач, применять на практике знания и умения из различных образовательных областей, прогнозировать и анализировать результаты, доводить работу до конца и т. д.).

Учебные проекты могут решать задачи межпредметного характера, при этом усваиваются и расширяются знания по соответствующим темам курсов школьных предметов, интегрированных в проекте.

Для выполнения учебных проектов учащимся понадобятся знания из разных разделов информатики. Помимо владения языком гипертекстовой разметки (HTML) здесь необходимо понимание представления графической информации и способов их обработки, кодированию текстовой информации.

Размещая веб сайты на различных хостингах, учащиеся сталкиваются с проблемой несовместимости имен файлов в различных операционных системах . Сайт может быть создан на компьютере под управлением ОС Windows, а большинство серверов работает на Linux. Эти операционные системы используют разные таблицы кодировки символов. У учащихся не всегда сразу приходит понимание того, что в в именах файлов и каталогов, которые будут просматриваться на других устройствах (в том числе и мобильных), можно использовать только символы, входящие  в состав основной кодовой таблицы (ASCII).

При изучении темы «Создание Веб-сайтов» на профильном уровне необходимо уделить внимание каскадным таблицам стилей (CSS), показать их интеграцию с языком HTML. Для этого придется вспомнить стилизацию текста, рассмотренную ранее при обработке текста в текстовых процессорах.

Одним из шагов, способных заинтересовать учащихся программированием, является их знакомство с Веб-программированием.. Для программирования на языке JavaScript не требуется никаких дополнительных программных или аппаратных средств, кроме текстового редактора и браузера.

Задачи, которые может решать Веб-программирование при изучении данной темы:

  1. Показать учащимся единообразие типов данных и алгоритмических структур в различных языках программирования. Это избавит их в будущем при изучении других языков программирования, а их на сегодняшний день более 8 тысяч.
  2. Показать учащимся особенности современных языков программирования (в отличие от языка Pascal): наличие ассоциативных массивов, использование функций поиска и сортировки элементов массива минуя перебор элементов, отсутствие ошибки «выход за границы массива».
  3. Показать учащимся основные принципы объектно-ориентированного программирования на примере работы с простыми объектами: кнопками, полями для ввода, радиокнопками, флажками и т. д.

Таким образом изучение темы «Создание Веб-сайтов» способствует достижению подавляющего большинства целей, стоящих перед изучением информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне, а именно:

  1. овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию;
  2. развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
  3. воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета “Информатика и ИКТ” и информационных технологий в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (http://inf.1september.ru/article.php?ID=200700201)

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемый Александр Евгеньевич! Тема очень интересная… Представляют ли Ваши ученики свои работы на конкурсы? Полагаю, что это для них будет еще и дополнительным стимулом… А где можно посмотреть примеры их сайтов?

А.В. Горячев

Александр Евгеньевич, скажите пожалуйста, используете ли Вы в учебном процессе визуальные html-редакторы (наподобие NVU)?

О.А. Козлов

Уважаемый Александр Евгеньевич! Очень понравилась Ваша статья, Вы подняли очень важный вопрос, теперь хотелось бы увидеть методические разработки, они будут полезны Вашим коллегам.

Т.Ю. Мельникова

Эта тема действительно очень интересная и одновременно сложная. Я тоже изучаю эту тему в 11 классе. Мне хочется узнать каким УМК Вы пользуетесь. Я использую Полякова К.Ю., очень нравится.

Малахов Виталий

Александр Евгеньевич, мне очень интересна затронутая Вами тема. 4 часа в неделю — это просто здорово! В школах Республики Беларусь веб-конструированию вообще посвящено только 12 часов в 11-м классе, поэтому даем только самые азы HTML и FrontPage. Программирование на JavaScript, по моему мнению, может со временем вытеснить даже Паскаль и Си.

wpDiscuz