ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕМЫ «СОЗДАНИЕ ВЕБ-САЙТОВ» В КЛАССАХ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕМЫ «СОЗДАНИЕ ВЕБ-САЙТОВ» В КЛАССАХ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Гладков Александр Евгеньевич
МОУ лицей г.о. Орехово-Зуево
Россия,  e-mail: alexgl@inbox.ru

К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов.

Одним из направлений модернизации школьного образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы. В 2002 году Министерством образования Российской Федерации и Российской академией образования была разработана «Концепция профильного обучения». Различные аспекты содержания обучения в условиях профильной дифференциации обсуждались в работах А.А.Кузнецова, В.К.Белошапки, С.А.Бешенкова, А.Г.Гейна, А.Ю.Уварова, А.Л.Семенова, Н.Д.Угриновича, Т.Б.Захаровой, В.Ф.Шолоховича и др.

C 2004 образовательное учреждение, в котором я работаю, реализует профильное обучение. Преподавание информатики и ИКТ на профильном уровне в нашей школе осуществляется в 10-11 классах физико-математического профиля, где учебный предмет «Информатика и ИКТ» является одним из профильных предметов. К моменту поступления в 10 класс, все учащиеся  проходят полный базовый курс информатики и ИКТ в объеме 192 часов. Таким образом профильный курс является развитием курса информатики, который изучается в основной школе.

В учебном плане для обучения по данному предмету на ступени среднего (полного) общего образования отводится 264 часов (в том числе в 10 классе – 132 учебных часов и в 11 классе – 132 учебных часов, из расчета 4  учебных часа в неделю).

Одной из тем профильного курса информатики и ИКТ является тема «Создание Веб-сайтов». Данная тема наиболее интересна для учащихся. Она предоставляет школьникам широкие возможности для исследовательской и творческой работы, помогает учащимся самоутверждаться, реализовывать свои знания в практической деятельности.

Изучение данной темы приобретает все большую актуальность. Сейчас все уже понимают, что Веб-сайты пригодны не только для распространения on-line развлечений, но и для серьезной образовательной, научной и легальной коммерческой деятельности. Верный признак этого — растущие инвестиции в Интернет-проекты. На сегодняшний день Веб-сайтом могут быть любые программные комплексы, имеющие Интернет-интерфейс. Все труднее сообразить, какие программные комплексы не имеют (или в ближайшие годы не будут иметь) этот самый Интернет-интерфейс.

Таким образом изучение темы «Создание Веб-сайтов» способствует профориентации школьников.

При изучении данной темы хорошо используется метод проектов. Итоговым результатом проектной деятельности служит готовый продукт — Веб-сайт, размещенный в Интернете или локальной сети. При этом происходит формирование у учащихся определенных личностных качеств, которые развиваются в деятельностной форме обучения (умение самостоятельно находить варианты решения задач, применять на практике знания и умения из различных образовательных областей, прогнозировать и анализировать результаты, доводить работу до конца и т. д.).

Учебные проекты могут решать задачи межпредметного характера, при этом усваиваются и расширяются знания по соответствующим темам курсов школьных предметов, интегрированных в проекте.

Для выполнения учебных проектов учащимся понадобятся знания из разных разделов информатики. Помимо владения языком гипертекстовой разметки (HTML) здесь необходимо понимание представления графической информации и способов их обработки, кодированию текстовой информации.

Размещая веб сайты на различных хостингах, учащиеся сталкиваются с проблемой несовместимости имен файлов в различных операционных системах . Сайт может быть создан на компьютере под управлением ОС Windows, а большинство серверов работает на Linux. Эти операционные системы используют разные таблицы кодировки символов. У учащихся не всегда сразу приходит понимание того, что в в именах файлов и каталогов, которые будут просматриваться на других устройствах (в том числе и мобильных), можно использовать только символы, входящие  в состав основной кодовой таблицы (ASCII).

При изучении темы «Создание Веб-сайтов» на профильном уровне необходимо уделить внимание каскадным таблицам стилей (CSS), показать их интеграцию с языком HTML. Для этого придется вспомнить стилизацию текста, рассмотренную ранее при обработке текста в текстовых процессорах.

Одним из шагов, способных заинтересовать учащихся программированием, является их знакомство с Веб-программированием.. Для программирования на языке JavaScript не требуется никаких дополнительных программных или аппаратных средств, кроме текстового редактора и браузера.

Задачи, которые может решать Веб-программирование при изучении данной темы:

  1. Показать учащимся единообразие типов данных и алгоритмических структур в различных языках программирования. Это избавит их в будущем при изучении других языков программирования, а их на сегодняшний день более 8 тысяч.
  2. Показать учащимся особенности современных языков программирования (в отличие от языка Pascal): наличие ассоциативных массивов, использование функций поиска и сортировки элементов массива минуя перебор элементов, отсутствие ошибки «выход за границы массива».
  3. Показать учащимся основные принципы объектно-ориентированного программирования на примере работы с простыми объектами: кнопками, полями для ввода, радиокнопками, флажками и т. д.

Таким образом изучение темы «Создание Веб-сайтов» способствует достижению подавляющего большинства целей, стоящих перед изучением информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне, а именно:

  1. овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию;
  2. развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
  3. воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета “Информатика и ИКТ” и информационных технологий в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (http://inf.1september.ru/article.php?ID=200700201)
Подписаться
Уведомить о
guest
10 комментариев
oldest
newest most voted
Inline Feedbacks
View all comments
Т.Б. Захарова
5 лет назад

Уважаемый Александр Евгеньевич! Тема очень интересная… Представляют ли Ваши ученики свои работы на конкурсы? Полагаю, что это для них будет еще и дополнительным стимулом… А где можно посмотреть примеры их сайтов?

А.В. Горячев
5 лет назад

Александр Евгеньевич, скажите пожалуйста, используете ли Вы в учебном процессе визуальные html-редакторы (наподобие NVU)?

О.А. Козлов
5 лет назад

Уважаемый Александр Евгеньевич! Очень понравилась Ваша статья, Вы подняли очень важный вопрос, теперь хотелось бы увидеть методические разработки, они будут полезны Вашим коллегам.

Т.Ю. Мельникова
5 лет назад

Эта тема действительно очень интересная и одновременно сложная. Я тоже изучаю эту тему в 11 классе. Мне хочется узнать каким УМК Вы пользуетесь. Я использую Полякова К.Ю., очень нравится.

Малахов Виталий
5 лет назад

Александр Евгеньевич, мне очень интересна затронутая Вами тема. 4 часа в неделю — это просто здорово! В школах Республики Беларусь веб-конструированию вообще посвящено только 12 часов в 11-м классе, поэтому даем только самые азы HTML и FrontPage. Программирование на JavaScript, по моему мнению, может со временем вытеснить даже Паскаль и Си.