ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Мельникова Татьяна Юрьевна
МБОУ СОШ №2
Россия, г.Киржач Владимирской области
e-mail: tan3012@gmail.com

Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его все большая информатизация. Начавшись в 70-х годах уходящего столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее время этот процесс охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, бытовой сфере, а также  происходит пересмотр социальных требований к образованию. «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

В этой связи возрастает значимость непрерывного обучения школьников информатике и информационным технологиям, предполагающего освоение учащимися средств и методов информатики и ИКТ в процессе изучения информатики, а также использования педагогических технологий на базе средств ИКТ при изучении других предметов и во внеклассной деятельности на протяжении всего периода их обучения в школе.

Выстраивание непрерывного курса – одна из основных тенденций развития школьного курса информатики и ИКТ. В настоящее время курс «Информатика и ИКТ все еще не является непрерывным. В разных школах нашего района этот курс изучается в 1-4 классах, а потом только в 8-11 классах, в некоторых школах делается перерыв в 7-м классе. А в связи с введением пятидневки часов на информатику вообще не хватает, и преподают ее за счет кружка или факультатива. Непрерывный курс позволит:

  1. Формировать операционный стиль мышления, который может рассматриваться как совокупность следующих умений: умение планировать структуру действий, умение систематизировать свою деятельность, умение строить информационные модели.
  2. Использовать приобретенные знания и умения на других учебных дисциплинах.
  3. Активнее развивать познавательные способности учащихся
  4. Формировать конструкторские и исследовательские навыки активного творчества.
  5. Закладывать основы научного мировоззрения при работе с моделями явлений по курсу информатика.

Вторая тенденция развития школьного курса информатики и ИКТ состоит в обеспечении его концептуальной целостности и преемственности содержания. Поэтому одним из направлений совершенствования методики преподавания информатики и внедрения данной дисциплины в начальные классы является создание целостного программно-методического комплекса (ПМК) по этому предмету. Сложность ПМК как системы, включающей в себя не только компьютерные программы, но и учебные, методические пособия по применению программных средств учебного назначения для создания которых, в свою очередь, требуется привлечение широкого круга специалистов как в области психологии и педагогики, так и в области программирования и изобразительной деятельности.

Отличительной особенностью школьного курса информатики является значительно большая, чем у многих других предметов, метапредметная направленность его содержания, обеспечивающая широкие возможности для развития инструментальных ресурсов личности, при безусловной самостоятельности, целостности и философской значимости самого предмета. Особое место школьного курса информатики еще на этапе его становления было отмечено А.П. Ершовым: «… новорожденная информатика по праву входит в братский союз с математикой и лингвистикой, закладывая в школьное образование опорный треугольник развития главных проявлений человеческого интеллекта: способность к обучению, способность к рассуждению, способность к действию». Подчеркивая все возрастающую значимость для школьного образования курса «Информатика и ИКТ», А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина отмечают, что именно «в информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами» и выделяют ряд общепредметных понятий («объект», «система», «процесс», «алгоритм», «результат», «цель», «управление», «исполнитель», «источник», «приемник», «метод», «способ»), которые активно используются во многих школьных учебных дисциплинах притом, что целенаправленно они формируются только в информатике. Эта точка зрения авторитетных ученых подтверждает метапредметную направленность содержания современной школьной информатики.

Следующая тенденция состоит в развитии языков программирования. Это  обусловлено следующими причинами:

  1. Потребность в решении более сложных и разнообразных задач.
  2. Существует тенденция в развитии языков программирования к быстрому написанию программ. Поэтому необходимо множество систем визуального программирования, в какой-то степени облегчающие труд программиста.
  3. Желание, чтобы программы работали на разных платформах, привело к развитию независимости от ЭВМ языков системного программирования. Языки системного программирования, на которых создаются операционные системы, трансляторы и другие системные программы, развиваются в направлении независимости от ЭВМ.
  4. Большие проекты предусматривают совместный труд множества программистов. В возможности легкой командной работы хорошо себя зарекомендовала технология объектно-ориентированного программирования. Поэтому большинство современных языков программирования поддерживают ООП.

Таким образом, языки программирования развиваются в сторону все большей абстракции от реальных машинных команд. И самым очевидным преимуществом здесь является увеличение скорости разработки программы.

Следовательно, непрерывность курса, целостность и преемственность, метапредметность и фундаментальность его содержания, а также развитие языков программирования определяют основные направления в развитии современного школьного курса информатики и ИКТ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Матвеева Н.В., Милохина Л.В. Непрерывный курс информатики. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 216 с.
  2. Босова Л.Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 271 с.
  3. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 342 с.
  4. Босова Л.Л. Тенденции развития школьного курса информатики и ИКТ (http://saratov.ito.edu.ru/2011/section/173/93160/)
  5. Ваграменко, Я.А. Информатизация общего образования: итоги и направления дальнейшей работы / Я.А. Ваграменко // Педагогическая информатика. – 1997. – №1. – С. 35–38.
  6. Гейн А.Г. Земля Информатика: пособие для учителей. -№ 43. — М.: Первое сентября. Информатика, 1996. — 36 с.
  7. Информационное письмо Министерства образования от 29.05.95 №115/28 «Об изменении структуры обучения информатике в общеобразовательной школе» // Информатика и образование. — 1995. № 4. — С. 5-6.
  8. Колин К. К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов.—М.: Академический Проект; М.: Фонд «Мир», 2003.— 432с.
  9. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Академический учебник и образовательный стандарт нового поколения // Информатика и образование. — 2008. — № 8. — С. 3-6.
  10. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования (http:// standart.edu.ru/) (дата обращения: 21 мая 2009 г.).
  11. Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям // Информатика и образование. — 2004. — № 4. — С. 7-10.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Татьяна Юрьевна! Вы совершенно правы, что роль изучения информатики чрезвычайно высока и, безусловно, курс информатики должен быть непрерывным, что, к сожаленью, не всегда реализуется в практике обучения. А ведь в современной идеологии построения общего образования заложена возможность разработки учебных планов самостоятельно образовательными организациями. Надеюсь, что если не в инвариантной части УП, то хотя бы в вариативной части будет предусмотрено обучение информатике непрерывно

А.В. Горячев

Татьяна Юрьевна, Вы пишете «формируются многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер». Очень надеюсь когда-нибудь увидеть диагностируемые способы действий для этих видов деятельности. Как Вы думаете, это в принципе возможно?

О.А. Козлов

Уважаема Татьяна Юрьевна! Поддерживаю и идею непрерывности, и важность алгоритмизации и программирования. А Вы при этом не рассматривали вопрос уровне вой дифференцизации?

wpDiscuz