ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Гущина Лариса Николаевна
МОУ СОШ № 10
Россия, г. Серпухов
e-mail:Larisa-gushina@yandex.ru

Применение дистанционной формы обучения представляет перспективную тенденцию развития школьной информатики. Многие сравнивают дистанционное обучение с заочной формой образования. Это в корне неверное утверждение. При заочном образовании обучение осуществляется по одним и тем же программам для всех обучающихся, а дистанционная форма  позволит создать свою собственную траекторию обучения. Дистанционное обучение позволит более глубоко рассмотреть тему, поможет в подготовке к олимпиаде или экзамену, позволит получить качественное образование для обучающихся проживающих в местах отдаленных от крупных городов, поможет в обучении детей-инвалидов и т.д. то есть каждый сам выбирает сферу своих интересов. Это может даже увеличить целевую аудиторию при проведении как классной, так и внеурочной деятельности.

На данном этапе развития образования учитель информатики как никто другой готов к применению данной технологии. Ведь основой дистанционного обучения являются компьютерные телекоммуникации, Интернет — технологии. Востребованность в ДО в последние годы становится все более актуальной. Этому способствовали различные социально-экономические процессы в современном обществе:

  • дефицит высококвалифицированных учителей по ряду предметов не только для сельских школ, но и для городских,
  • тенденция к формированию профильного образования в школах,
  • необходимость  целенаправленной  подготовки  к  выпускным экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ,
  • развитие проектной деятельности в школьном образовании,
  • экстремальные ситуации (карантин и пр.),
  • ограничения в здоровье обучающихся, влияющие на возможность посещения основной школы.

Ошибочным является рассмотрение административным и преподавательским кадровым составом учебного заведения  дистанционных технологий как внедрение некоторой компьютерной программы образовательного назначения, поскольку это сложный информационно-коммуникационный и  технологический процесс, в котором в тесном сотрудничестве находятся как  разработчики курсов, так и учителя, и учащиеся, а также специалисты IТ-технологий. Организация дистанционного обучения — проходит поэтапно, начиная с подготовки педагогических кадров и выработки концепции обучения, включающей:

  • определение структуры содержания обучения,
  • выбор педагогических технологий,
  • разработку организационных средств и форм обучения, завершая созданием  дистанционных  курсов,  разработкой  электронных учебников, контрольно-измерительных    материалов    (КИМ),    сервисов совместно познавательной деятельности учащихся.

Работа такой системы требует постоянного мониторинга, поддержания интерактивного диалога между всеми участниками дистанционного обучения, разработки механизмов оценивания, учета, администрирования.

Следовательно, такой вид обучения должен быть подкреплен нормативной правовой базой, регулирующий отношения между всеми участниками образовательного процесса, гарантирующей получение обязательного общего образования согласно законодательству Российской Федерации.

С этой точки зрения интерес представляет анализ нормативной документации по дистанционному обучению в России, начиная от первых попыток до наших дней, что позволит определить, какие моменты в организации такого процесса обучения еще не имеют уточненного юридического подкрепления.

Итак, дистанционное образование в РФ регулируется преимущественно ведомственными нормативными актами. Они ни в коей мере  не должны противоречить федеральным законам и актам Российской Федерации образовании, строжайше подлежат государственной регистрации и принимаются только по вопросам, специально делегированным конкретному Министерству образования РФ.

Преимуществ дистанционного образования безусловно много: это индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения. Из-за интерактивности в общении и оперативности в  связи при дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Учитель, наблюдая положительную тенденцию в усвоении материала, может использовать гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени (45 мин. урока) становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Лариса Николаевна! Я с Вами полностью согласна, что надо активней использовать преимущества дистанционных образовательных технологий. При этом, конечно же, не игнорировать и достоинства очного обучения. В целом, речь должна идти об обоснованной интеграции очного обучения с дистанционными образовательными технологиями.

Р.М. Магомедов

Уважаемая Лариса Николаевна! Скажите, пожалуйста, предполагается ли использование массовых открытых онлайн-курсов при дистанционным обучении? Спасибо!

wpDiscuz