ДИСТАНЦИОННЫЙ УРОК КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ДИСТАНЦИОННЫЙ УРОК КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Созинов Андрей Анатольевич
МАОУ СОШ №3
Россия, МО, Щёлковский муниципальный район
e-mail: Sozi-noff@yandex.ru

Научный руководитель:
д.пед.н., проф. Г.А.Монахова 

В последнее время часто используются термины «дети с особыми образовательными потребностями» или «образование детей с ограниченными возможностями», которые относятся в равной степени как к инвалидности в тяжелой форме, так и к средним по степени нарушениям физического и психологического развития.

На смену сегрегации (обучения детей с особыми потребностями в специальных школах-интернатах) широкое распространение получает процесс интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве.

На рис. 1 предложена модель, которая дает возможность переосмыслить роль учебного заведения в организации образования для ученика с особыми потребностями.

pict_1

Рис. 1. Модель социальной интеграции детей с ограниченными особенностями в системе инклюзивного образования

Ученик находится в центре взаимосвязей с окружающей средой, где посредником может быть ресурсное средство коммуникации. Именно благодаря тому или иному средству преодолеваются физические и психологические барьеры для такого ребенка, расширяются возможности для участия в жизни общества.

Интегрируясь с миром, ребенок сможет войти в отечественное учебно-культурологическое пространство, чтобы реализовать свои права на обучение по месту жительства в условиях реального или виртуального общеобразовательного учреждения.

Определившись с базовыми понятиями, обозначим составляющие инклюзивной модели образования, которая включает [1]:

  • адаптировано модифицированную систему образовательных услуг;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка;
  • сотрудничество со специалистами для предоставления специальных услуг;
  • партнерские отношения с родителями в предоставлении образовательных услуг.

Технология организации и жизнедеятельность такой модели станет действующей, если, прежде всего, будет определена система принципиально важных методологических положений. Реабилитация средствами образования происходит на разных уровнях. Отечественные ученые их определяют так [1, 2, 3, 4]:

1) на уровне возраста;
2) на уровне содержания образования;
3) на уровне методов обучения;
4) на уровне организации;
5) на уровне границ образовательного пространства;
6) на уровне продолжительности образования;
7) на уровне подготовки кадров (специалистов);
8) на уровне других лиц (родителей).

Важно определить пути решения выделенных уровней – 3, 4 и 5. Эффективность реализации предложенной модели будет зависеть от того инструментария, дидактических средств, которые будут служить достижению гарантированного планируемого результата, который ей (моделью) и заложен.

Таким инструментарием может быть инклюзивно-дистанционный урок (занятие).

Инклюзивно-дистанционный урок (занятие) для детей с особыми потребностями – это форма организации наследования культурно-исторического и социального опыта человечества, которая проводится в отношении неограниченных временно-пространственных условиях, при которых обеспечивается связь всех субъектов процесса с целью создания собственного образовательного продукта, развития своих потенциальных возможностей, компетенций, собственного Я.

Можно выделить этапы подготовки инклюзивно-дистанционного урока [4, 5]:

  • докоммуникативный: изучение материала, особенностей детей с особыми потребностями; отбор средств обучения для создания учебного ресурса как основы всего занятия; создание web-сайта как ресурсного средства; размещение материалов в сети Internet; сотрудничество с локальным координатором;
  • коммуникативный: выбор ребенком индивидуальной траектории постижения и обработки предложенного материала через локального координатора, другого подготовленного лица (родителей) или самостоятельно; выполнение задач различного уровня с целью создания собственного образовательно-культурологического продукта;
  • посткоммуникативный: использование различных средств связи с дистанционным учителем (электронная почта, форум, чат, гостевая книга и др.), которые обеспечат возможность задать вопрос, получить совет, консультацию, оперативно выполнить самопроверку и тому подобное.

Итак, люди с ограничениями возможностями жизнедеятельности, используя современные информационно-коммуникационные и Интернет-технологии могут дистанционно учиться, получить профессиональное образование с целью самореализации и интеграции в общество. Однако наполнение системы дистанционного образования специальным психолого-педагогическим содержанием в соответствии со специфическими потребностями учащихся, адаптации программно-методического комплекса дистанционного обучения к лицам с инвалидностью является насущной проблемой, которую нужно решать на пути к реальному дистанционному образованию таких учеников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Петруня А.М. Медико-социальная реабилитация детей с нарушениями зрения в условиях вариативных форм дошкольного образования: Материалы Международной научно-практической конференции [«Ранняя комплексная помощь в современном образовательном пространстве»] / Петруня А.М., Лупырь С.А., Быстрова Ю.А. – М., 2012. – С.56-60.
  2. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафона Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011.
  3. Лятифова Л. В. Инклюзивное образование [Текст] / Л. В. Лятифова // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 573-575.
  4. Михальченко К. А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения [Текст] / К. А. Михальченко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 77-79.
  5. Монахова Г.А., Монахов Д.Н. Виртуализация образовательного процесса в России/ Г.А. Монахова, Д.Н. Монахов //Социология образования. №1. 2015.  — С. 54-61.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемый Андрей Анатольевич! Проблема, отраженная в Вашей статье, на мой взгляд, чрезвычайно актуальна. Важно сегодня разобраться по типологии инклюзивно-дистанционного уроков, их структуры и пр., чтобы помочь детям с ОВЗ в образовательном процессе, повысить качество их образования.

wpDiscuz