МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шумилова Любовь Вячеславовна
МБОУ СОШ №1
Россия, п. Фряново
Щёлковского муниципального района
e-mail: Fraynovoscool1@mail.ru

В последние десятилетия происходит стремительная информатизация всех сторон жизни общества и всех сфер производственной деятельности. Состояние перехода к информационному обществу, отраженное в законе «Об образовании в Российской Федерации», и федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС НОО) второго поколения ставят перед системой обучения информатике новые цели, среди которых:

  • социальный заказ на формирование личности с высоким уровнем операционного, алгоритмического, системного мышления; пониманием внутреннего устройства сложных информационных процессов и систем и навыками их декомпозиции; способностью творческого преобразования реальности;
  • получение навыков продуктивного и эффективного использования компьютерной техники;
  • получение опыта созидательной деятельности как условия самореализации в жизни.

При таком целеполагании информатика выступает одной из фундаментальных областей научного знания, которая занята изучением информационных процессов, методов и средств обработки информации. Информатика – это быстро развивающаяся дисциплина с расширяющейся день ото дня областью применения в жизни. В связи с этим раннее обращение к изучению информатики становится обязательным средством для стимулирования умственного развития учащихся. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы  «Методические особенности раннего изучения информатики для развития умственных способностей младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования».

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Характерной особенностью младших школьников является наличие у них сформированного операционного аппарата теоретического мышления, который выступает в качестве одного из условий развития познавательной самодеятельности и, следовательно, условием проявления творческих способностей учащихся. При этом данному возрасту присуще развитое продуктивное воображение, которое является ядром креативного потенциала ребенка и связано генетически с его теоретическим мышлением.

Одним из средств развития умственных способностей детей младшего школьного возраста являются учебные занятия по информатике.

Следует отметить, что в самом процессе учебной деятельности, которая является ведущей в этот период, можно обнаружить ряд особенностей, прямым или косвенным образом влияющих на развитие умственных способностей учащихся.

К третьему-четвертому классу дети начинают формулировать поисковые вопросы, на которые сами же пытаются найти ответ. Способность ребенка к постановке новых вопросов и проблем является ярким показателем развития его умственных способностей. Корни этой способности лежат в природной любознательности ребенка, то есть в его познавательной потребности.

Развитие любознательности у детей зависит от деятельности учителя. Так, содержательный анализ вопросов учителей младших классов, задаваемых на уроке информатики детям, показывает, что только 10% из них пробуждают интеллектуальную активность учащихся, содержат элемент неизвестности и противоречия, направлены на выяснение причин и взаимосвязей явлений.

Большинство же вопросов адресовано к памяти, они позволяют учителю выяснить, как дети выучили тот или иной учебный материал по информатике.

Такое соотношение вопросов на уроке информатики может самым неблагоприятным образом сказаться на порождении вопросов у детей. Жесткая ориентация младшего школьника на поиск ответов, а не на создание вопросов приводит к критической ситуации в развитии любознательности ребенка: дети перестают задавать вопросы. Это, в свою очередь, может породить проблему развития их умственных способностей. В то же время при благоприятных условиях: наличия проблемы и подлинного диалога на уроке информатики, когда позиция ребенка и взрослого равноправны, когда учитель использует так называемые «открытые» вопросы, на которые можно найти несколько ответов, – младшие школьники обнаруживают высокую любознательность, стимулирующую развитие их умственных способностей. [6]

Однако если в процессе учебной деятельности учитель информатики осуществляет отступление от жесткого плана урока, когда большинство учащихся проявляют интерес к какой-то определенной проблеме или вопросу, наблюдается повышение познавательной активности учащихся. В этом случае ученики не просто отвечают на вопросы, а подходят к ним как к проблеме, пытаясь рассмотреть со всех сторон: нет ли в них противоречия между сложившимися представлениями и отмеченными фактами. Сам процесс выполнения задания по информатике приносит ученику радость постижения закономерностей, преодоления трудностей, осознания своих возможностей. [4, c. 49-50]

Среди компонентов учебной деятельности, способных прервать умственный процесс на уроках информатики, можно назвать действия оценки и контроля. Наблюдения показывают, что учителя информатики чаще всего сопоставляют успехи и неудачи одного ребенка с результатами деятельности других детей. Такое сравнение не только унижает достоинство ребенка, но и блокирует его умственную активность.

Учитель информатики, который поощряет успехи учеников и не задерживает свое внимание на их неудачах, рассматривает ошибки детей как накапливаемый ими опыт, а не повод для наказания или осмеяния, улучшающий самооценку и самоуважение каждого ребенка в проявлении творчества, достигает больших результатов. В этом случае климат в классе сводится к минимальному страху учащихся сделать ошибку, к поддержанию попыток и стараний проявить творчество даже при неудаче.

Новая идеологическая основа ФГОС НОО требует серьёзной перестройки в профессиональной деятельности каждого учителя начальных классов России, повышения его психологической подготовки, профессиональных умений в области управления моделирующей и проектной деятельностью детей, руководства исследовательской деятельностью школьников, овладением технологией накопительной оценки образовательных достижений учащихся в виде «портфолио», совершенствования владения педагогической диагностикой.

Развитие умственных способностей у младших школьников в процессе учебной деятельности на уроках информатики будет осуществляться лишь в том случае, если к этому все усилия приложит учитель. Это касается выбора методов, форм, приемов, средств обучения. При этом самым важным оказывается личное принятие и ориентировка учителя на всесторонне развитого, творческого ученика, а не на простого исполнителя.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Горшкова, М.В. Особенности внедрения ФГОС нового поколения по специальности «Программирование и компьютерные сети» / М.В. Горшкова // Методист. – 2011. – № 4. – С. 41–43.
  2. Губанова, Е.В. Введение ФГОС начального общего образования: риски и результаты / Е.В. Губанова, С.А. Веревко // Директор школы. – 2011. – № 7. – С. 35–40.
  3. Губанова, Е.В. Новый стандарт : результаты, инновации, риски / Е.В. Губанова, С.А. Веревко // Народное образование. – 2011. – № 5. – С. 25–31.
  4. Давыдов, В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка : содержание и структура учебной деятельности / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М. : Академия, 2001. – С. 91–94.
  5. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш ; под ред. В.Е. Клочко. – М. :Владос-Пресс, 2005. – 263, [1] с. : табл.
  6. Дмитриева, Л.Ф. Образовательные методики и технологии XXI века как фактор внедрения ФГОС общего образования / Л.Ф. Дмитриева // Методист. – 2013. – № 10. – С. 57–59.
  7. Закон «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Сфера, 2014. – 192 с.
  8. Информатика и ИКТ : в 3 ч. : метод. пособие для учителей / под ред. Н.В. Макаровой. – СПб. : Питер, 2009. – 3 ч.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Любовь Вячеславовна! Согласна с Вами о большом потенциале школьного курса информатики в начальном общем образовании, в частности в формировании и развитии умственных способностей детей. Конечно, этот потенциал нужно использовать, предлагать механизмы и пути его реализации. Полагаю, что Ваш взгляд на эту проблему интересен нашим коллегам.

А.В. Горячев

Любовь Вячеславовна, очень хотелось бы услышать от Вас ответ на вопрос: как Вы полагаете, освоение каких именно способов действий учениками младших классов на уроках информатики наиболее результативно способствовало бы развитию умственных способностей, о которых Вы пишете в своей статье?
Спасибо.

О.А. Козлов

Уважаемая Любовь Вячеславовна! Интересный материал, многим учителям были бы полезны Ваши методические разработки.

wpDiscuz