ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Груздева Марина Леонидовна
доктор педагогических наук, профессор

Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина
Россия, г.Нижний Новгород
e-mail: Gru123@yandex.ru

Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования.

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Одним из направлений Стратегии является обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства. Среди мер, направленных на реализацию этой стратегии, важное место занимает законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) к качественному образованию всех уровней.

Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы предусматривает организацию обучения детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях по месту жительства, что позволит создать условия для проживания и воспитания детей в семье, избежав их помещения на длительный срок в интернаты. Это обеспечит постоянное общение таких детей со сверстниками, что способствует как формированию толерантного отношения граждан к проблемам детей с ОВЗ, так и решению проблем социальной адаптации и интеграции с обществом последних [4].

В связи с вышеизложенным понятно, что в образовательных учреждениях всех уровней остро встает вопрос нехватки педагогических кадров, способных вести образовательную деятельность с детьми с ОВЗ.

В Нижегородском государственном педагогическом университете им Козьмы Минина ведется работа по заданию МО РФ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», по программе «Психология и педагогика потенциальных возможностей» [4]. Содержание обучения по этой программе направлено на подготовку педагогических кадров в сфере специального и инклюзивного образования. Актуальность такой подготовки обусловлена поиском действенных механизмов социальной интеграции детей в ОВЗ, где институт образования играет весьма значительную роль.

Студенты НГПУ им.К.Минина, обучающиеся по программе «Психология и педагогика потенциальных возможностей», помимо основных компетенций, предусмотренных Федеральным образовательным стандартом по направлению подготовки, получают дополнительные компетенции, позволяющие им в дальнейшем работать в с детьми с ОВЗ.

Это компетенции, связанные с организацией обучения с использованием дистанционных технологий с помощью информационной образовательной среды:

  • организация обучения в он-лайн и офф-лайн режимах,
  • изучение и анализ портфолио обучающихся, корректировка учебных планов обучающихся на основании портфолио,
  • проверка работ обучающихся, создание рецензий на эти работы,
  • ведение электронной отчетности (заполнение электронного журнала и дневника),
  • участие в обсуждении успешности обучения отдельных обучающихся (или группы) в форумах.

А также компетенции, связанные с педагогическими и дидактическими основами обучения с использованием дистанционных технологий детей с ОВЗ:

  • понимание различий между очным уроком в классе и уроком в интернете,
  • умение использовать эффективные формы и методы организации учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при использовании дистанционных технологий,
  • умение определять основные инструменты для организации обучения лиц с ОВЗ с использованием дистанционных технологий в соответствие с особенностями целевой аудитории и изучаемого предмета [1].

Обучение студентов по программе «Психология и педагогика потенциальных возможностей» проходит как в аудиторном, так и в дистанционном режимах. При прохождении данного курса осуществляется практико-ориентированный подход к обучению: в процессе обучения каждый слушатель, используя возможности информационной образовательной среды, включается в работу ученика, учителя, оценивает и рецензирует ученические работы, формирует ведомости оценок, отчеты о деятельности ученика и т.п.

Очные традиционные занятия проводятся в специально оборудованном компьютерном классе. Под руководством преподавателя слушатели знакомятся с информационной образовательной средой, с различными моделями обучения с использованием дистанционных технологий, со специализированным программным обеспечением для обучения детей с ОВЗ.

На занятиях студенты:

  • знакомятся с теоретическим материалом;
  • участвуют в дискуссии: высказываются, слушают, интерпретируют;
  • работают как индивидуально, так и в группах;
  • выступают друг перед другом с результатами исследований;
  • задают вопросы;
  • моделируют самостоятельную дистанционную работу;
  • осваивают специализированное программное обеспечение.

Во время занятий студенты, переходя от одного раздела информационной среды к другому, включаются в процесс обучения: выполняют задания, тесты, оставляют сообщения в форумах, используют электронную почту и внутреннюю почту информационной среды для учебного взаимодействия.

Дистанционная часть курса является продолжением очных занятий. Обучение будущих педагогов проходит в дистанционном режиме в отложенном времени и с практическими занятиями в режиме реального времени по согласованному и утвержденному расписанию. Слушатели переходят к самостоятельной работе с учебными материалами: знакомятся с обязательной и дополнительной литературой, выполняют практические и проектные работы. Используя сеть Интернет, обучаемые находятся в постоянном контакте друг с другом и с преподавателями:

  • задают свои вопросы преподавателю и друг другу в форумах,
  • сдают выполненные работы,
  • делятся своим практическим опытом, в том числе знакомят остальных со своей методической или учебной деятельностью в Интернете, публикуя в форумах ссылки.

По окончании обучения по программе «Психология и педагогика потенциальных возможностей» студентам необходимо представить разработанный ими учебный курс для дистанционного сопровождения обучения лиц с ОВЗ, который содержит: аннотацию; теоретические материалы; практические материалы; контрольные задания для проверки знаний по курсу; глоссарий и т.д. [5].

Причем, при разработке электронного курса студентам необходимо учитывать психофизиологические особенности той группы детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых предназначен электронный учебный курс.

В результате такой деятельности студент получит возможность отработать навыки:

  • применения информационно-коммуникативных технологий в сфере деятельности специалиста специального и инклюзивного образования;
  • проектирования и конструирования информационной среды для лиц с ОВЗ на основе использования дистанционного сопровождения и виртуальной коррекционно-развивающей среды;
  • разработки образовательных проектов с применением методик дистанционного обучения (синхронных, асинхронных и смешанных), в том числе личностно-ориентированных на учащегося и его состояние здоровья с учетом заболевания.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Груздева М.Л. Построение дистанционного учебного курса для сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья//Информатика и образование. 2015. № 1. (260). С. 46-48.
  2. Груздева М.Л., Зайцева С.А.  Разработка дистанционных курсов обучения как подготовка студентов-педагогов к работе в инклюзивном образовании // Вестник Мининского университета. 2014. № 4.– URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (дата обращения 20.01.2016)
  3. Папуткова Г.А. Педагогика и психология потенциальных возможностей. Проектирование модуля «Естественнонаучные основы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»: методическое пособие / Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Агеева Е.Л., Груздева М.Л., Гуртовая Н.С., Картавых М.А., Каштанова С.Н., Конева И.А., Лекомцева А.А., Перевощикова Е.Н. – Н.Новгород: НГПУ им.К.Минина, 2014. – 119 c.
  4. Паспорт государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы. Электронный ресурс: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0
  5. Электронное обучение Мининского университета: модуль «Педагогика и психология потенциальных возможностей». Электронный ресурс: http://moodle.mininuniver.ru/course/index.php?categoryid=180

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Марина Леонидовна! Безусловно, надо готовить студентов-педагогов к работе в современной информационной образовательной среде, в частности особенно это важно при подготовке их к организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ. Видно, что у Вас накоплен уже в этом практический опыт, который, как я полагаю, очень полезен и многим из наших коллег.

wpDiscuz