ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Киселев Геннадий Михайлович
кандидат педагогических наук, доцент

АНО ВО «Московский региональный
социально-экономический институт»,
Россия, г.Москва e-mail: Kgm65@yandex.ru

Модернизация российского образования своей целью всегда имела повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, которые были бы адекватны требованиям общества. Такая ориентация ставит задачу перехода на новую систему получения знаний. Одним из наиболее существенных инновационных подходов к решению проблемы средств активизации образовательной деятельности является формирование и развитие современной информационной образовательной среды, что предполагает широкое использование в образовательном пространстве современных информационных и коммуникационных технологий. Ее значимость повышается в связи с интенсивным развитием информационного общества и всей системы образования.

Накопленный к настоящему моменту опыт в педагогике по изучению информационной образовательной среды говорит о том, что на сегодняшний день изучены и рассмотрены многие ее аспекты: компоненты, структура и общие теоретические модели, проведен анализ ее воспитательно-образовательного воздействия и дана общая оценка, разработаны типологии, а также методы ее диагностики, изучен ее предметный план, проектирование и экспертизы.

Все это позволяет перейти к изучению и реализации возможностей информационной образовательной среды в профессиональной деятельности педагогических кадров, а также эффективному обучению всех участников образовательного процесса. В этом направлении усилия отечественных и зарубежных ученых направлены на создание научных и методических основ развития ИОС. Проведено множество современных исследований, посвященных к ее эффективному использованию в образовательных средах различный уровней образования. Так, в докторской диссертации Ахметова Л. Г. «Интегрированная информационная среда профессиональной деятельности учителя технологии» рассмотрены концептуальные основы проектирования и реализации информационной среды профессиональной деятельности педагога, в частности учителя технологии. В работах Романова А. М. исследованы вопросы использования информационно-образовательной среды в организации учебного процесса вуза и в формировании смыслообразующей мотивации студентов в информационно-образовательной среде. Анастасян С. Л. посвятил свои исследования формированию информационной образовательной среды педагогического вуза. Педагогическими основами ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты занималась Зенкина С. В. Система подготовки будущих учителей информатики для работы в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды — область, которой посвятил свою работу Сурхаев М. А. Чернобай Е. В, достаточно полно осветил методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде (дополнительного профессионального образования). Проектированию информационно-образовательной среды открытого профессионального образования посвящены работы Курылева А.С. Черкашина О. А. описала в исследованиях создание информационной образовательной среды для формирования иноязычного компонента модели специалиста. На создание, применение информационной образовательной среды, теорию и методику ее разработки были направлены работы Ю. С. Брановского, А. Л. Денисовой, Е. В. Ермолович, Л. X. Зайнутдиновой, О. А. Ильченко, В. П. Линьковой, В. П. Мозолина, Е. С. Полат, И. В. Роберт и др.

Сегодня, практически все современные модели применения средств ИКТ в образовательном процессе связаны с целью повышения эффективности работы преподавателя в рамках традиционных целей, содержания и результатов образования. Анализ практического использования возможностей информационной образовательной среды в образовательном процессе показывает, что сегодня педагогами используются, в основном, те возможности, которые наиболее очевидны и наиболее просто реализуются. В их список входят повышение наглядности, повышение интерактивности, диагностика и тренинг типовых умений, оперативный контроль и т.п. Они обычно не подвергаются оценке, так как считаются стандартными и эффективными. Этот вывод подтверждается анализом имеющихся в наличии электронных образовательных ресурсов.

Тем не менее, несмотря на положительные сдвиги совершенствования содержания профессиональной деятельности педагога от применения таких моделей, многие исследователи считают, что ни технологический, ни результативный аспект перестройки образовательной среды не выигрывают от помещения средств ИКТ в традиционную парадигму обучения с перепоручением компьютеру определенной части функции преподавателя. В таких условиях компьютер не реализует своих специфических возможностей, а только лишь забирает на себя часть обязанностей преподавателя, и потенциал средств ИКТ не используется оптимально. Рассмотрение специфических функций данных средств в образовательном процессе является основой анализа перспективных направлений их использования в обучении. Т.А. Сергеева и Л.Ю. Невуева отмечают, что новые информационные и коммуникационные технологии будут оказывать принципиальное влияние на процесс обучения только в определенных условиях: если они станут частью соответствующей их возможностям модель обучения. Образовательная среда на базе ИКТ следует разрабатывать при участии личностно ориентированного обучения на образовательные результаты. Приоритетным является формирование у обучаемых проектных и исследовательских умений и способностей. Только в таких условиях образовательная деятельность способна измениться принципиально (по целевому основанию) с внедрением электронных образовательных ресурсов.

В завершении следует отметить, что информационная образовательная среда — явление сложное, поэтому существует значительное разнообразие мнений о ее сущности, в которых можно видеть их отражение. Безусловно ее развитие способствует совершенствованию содержанию профессиональной деятельности педагога. Современные информационные технологии функционируют в тесном взаимодействии с информационной образовательной средой, а технические средства считаются ее ключевым компонентом. Наличие компьютера в образовательном процессе меняет роль средств обучения, применяемые в процессе преподавания различных дисциплин, при этом новые информационные технологии значительно преобразуют информационную среду.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Атанасян С. Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза. Дисс. доктора пед. наук., 13. 00. 02., М:, 2009.
  2. Зенкина С. В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты. Дисс. доктора пед. наук., 13. 00. 02., М.:, 2007.
  3. Киселев Г. М., Бочкова Р. А. Информационные технологии в педагогическом образовании. Учебник. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. 300 с.
  4. Киселев Г.М. Теория и практика подготовки студентов психолого-педагогического образования к профессиональной деятельности в информационной образовательной среде. Монография. Москва, 2015. – 139 с.
  5. Курылев А. С. Проектированию информационно-образовательной среды открытого профессионального образования. Дисс. доктора пед. наук., 13. 00. 08., Калининград., 2008.
  6. Романов А. М. Педагогические условия и средства формирования смыслообразующей мотивации студентов в информационно-образовательной среде. Дисс. доктора пед. наук., 13. 00. 01., Н-Новгород., 2009.
  7. Сурхаев М. А. Развитие системы подготовки будущих учителей информатики для работы в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды. Дисс. доктора пед. наук., 13. 00. 02., 13. 00. 08., М.:, 2010.
  8. Черкашина О. А. Созданию информационной образовательной среды для формирования иноязычного компонента модели специалиста. Автореф. дисс. канд. пед. наук, 13. 00. 02., Ярославль 2011.
  9. Чернобай Е. В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде (в системе дополнительного профессионального образования). Дисс. доктора пед. наук., 13. 00. 02., 13. 00. 08., М.:, 2012.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемый Геннадий Михайлович! Сегодня так много говорится о роли информационной образовательной среды, но не все четко понимают её структуру и пр. Мне нравится Ваше отношение к проблемам развития ИОС, Ваша эрудированность по ряду вопросов в этом направлении

wpDiscuz