ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Козлов Олег Александрович
доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»
Россия, г.Москва e-mail: ole-kozlov@yandex.ru

Подготовка учителя информатики к профессиональной деятельности в сетевых сообществах Интернет может обеспечить более эффективное, в сравнении с имеющейся практикой, решение задач информатизации образования, если принимать во внимание следующие положения [1]:

  • одно из приоритетных направлений современного этапа информатизации образования будет связываться с уточнением целей, развитием содержания и методов обучения в сети Интернет как особой социальной и культурной среде, структура и характеристики которой целостно раскрываются на основе феномена сетевых сообществ;
  • теоретико-методологические основания подготовки будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в сетевых сообществах Интернет будут определяться с позиций современных представлений о личности в образовании, а также роли информатики как базовой образовательной области для обучения в сетевых сообществах Интернет;
  • процессуальные характеристики профессиональной деятельности учителя информатики в сетевых сообществах Интернет будут раскрываться через описание структуры и способов реализации сетевых учебных проектов, соотнесённых с логикой становления и развития сетевых сообществ Интернет.

Анализ образовательных возможностей сетевых сообществ Интернет показал, что эти возможности следует рассматривать с позиций современных представлений о личности в образовании, путях реализации образования, целью которого является развитие личности обучаемого. В указанном плане сетевые сообщества выступают как фактор личностного развития и субъектного становления обучаемых, реализуют образование как «вхождение в культуру» информационного общества, способствуют формированию у личности представлений о себе [3].

Формирование представлений о себе в социальной среде сети Интернет раскрывает ещё одну грань образовательных возможностей сетевых сообществ. Особенности протекания процессов познания себя в сетевых сообществах связаны с тем, что сеть Интернет как виртуальная среда даёт, с одной стороны, принципиально новые возможности для конструирования своего образа, обеспечивая чрезвычайную гибкость, простор для экспериментирования и одновременной апробации многих образов. С другой стороны, в сети Интернет человек представлен именно образом себя, а это означает, что такое конструирование является непременным этапом погружения в виртуальность [3]. Деятельность таких сетевых сообществ следует рассматривать с позиций возможностей реализации новых форм обучения, ориентированного на содержание тех или иных предметных дисциплин [4]. Интерпретация сетевого сообщества как коллективного субъекта социально-информационной деятельности в сети Интернет позволяет представить этапы его становления и уровни развития, что создаёт основу для проектирования и реализации педагогических технологий, отражающих логику развёртывания сетевой деятельности обучаемых.

Подготовка будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в сетевых сообществах Интернет реализуется в методической системе обучения информатике в соответствии с логикой трёх этапов становления и развития ключевой, базовой и специальной компетентности учителя. На каждом этапе обучение студентов предполагает реализацию учебных проектов в сетевых сообществах Интернет. При этом на первом этапе (ключевая компетентность), реализуемом при изучении дисциплин информатики, содержание учебной деятельности должно ориентироваться на освоение теории и опыта участия в сетевых сообществах. На втором этапе (базовая компетентность), реализуемом в рамках дисциплин, посвящённых вопросам информатизации образовательного процесса, учебные проекты студентов должны предполагать моделирование ситуаций учебной деятельности с учениками. На третьем этапе (специальная компетентность), реализуемом в рамках прохождения педагогических и учебных практик, выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, учебные проекты должны носить характер реально реализуемых на практике, когда студенты выступают их организаторами, кураторами и экспертами по предметным областям. Форма деятельности студентов изменяется при этом от собственно учебной деятельности к квазипрофессиональной и учебно-профессиональной, что обеспечивает становление и развитие профессионально значимых личностных качеств учителя, формирование опыта профессиональной деятельности учителя информатики в сетевых сообществах Интернет [2].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Касторнова В.А. Информационное рабочее место как основа информационной среды учебного заведения. // Ученые записки. Вып. 14. – М.: ИИО РАО, 2004. с. 183-192.
  2. Козлов О.А. Проблемы реализации сетевых образовательных программ подготовки педагогических и управленческих кадров // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки». – Нижний Новгород, Мининский университет, 2015. — С. 274-277.
  3. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд. — М: ИИО РАО, 2010. — 356 с.
  4. Сергеев А.Н. Теоретические основы и технологии обучения в сетевых сообществах Интернета: монография. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010 (апр.). — 183 с.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемый Олег Александрович! Совершенно с Вами согласна, что сетевое взаимодействие педагогов серьезно может влиять на повышение качества их подготовки. Это направление сегодня, на мой взгляд, очень перспективное…

Е.Ю. Белова

Очень актуальная тема в настоящее время. Полностью согласна с Олегом Александровичем, что подготовка будущих учителей информатики в сетевых сообществах обеспечит решение задач информатизации образования.

Р.М. Магомедов

Уважаемый Олег Александрович! Безусловно, для повышения качества образования и достижения современных образовательных результатов, необходимо использовать инновационные организационные формы обучения, в том числе и сетевое взаимодействие.

wpDiscuz