АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Общева Ольга Николаевна
учитель информатики
МБОУ «Макеевская основная школа»

Россия, e-mail: obsh-olga@yandex.ru

В наше время интерес к относительно молодой и быстро развивающейся научной дисциплине – информатике проявляется все чаще и чаще. Школьная информатика — самая молодая из всех школьных дисциплин и, пожалуй, самая проблемная. Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики. Информатика не может воспользоваться разработанными методиками обучения математике, физике и т.д., поскольку не похожа ни на один школьный предмет ни по содержательной области, ни по целям обучения, хотя часто проводят параллель между математикой, физикой и информатикой. Без сомнения, определенное сходство имеется и в способе организации учебного материала (теория — решение задач), и в методике обучения, тем более что начинали преподавать этот предмет в уже далекие 80-х гг. учителя математики и физики, профессиональные программисты, научные сотрудники.

В соответствии с общими целями обучения методика преподавания информатики ставит перед собой следующие основные задачи: определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание предмета и его место в учебном плане школы; разработать наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике (учебные пособия, программные средства, технические средства и т.п.) и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя. Говоря иными словами, перед методикой преподавания информатики, как и перед всякой предметной школьной методикой, ставится традиционная триада основных вопросов:

  • зачем учить информатике?
  • что надо изучать?
  • как надо обучать информатике?

Обучение в средних классах является наиболее ответственной и сложной составляющей всего учебного процесса в школе, причем это касается всех школьных дисциплин. Именно с 5-го по 9-й класс школьникам преподносятся основные сведения об окружающем мире, именно в это время у школьников идет осознанное формирование мировоззрения, корректируемое их личным внешкольным опытом. Можно выделить следующие задачи обучения информатике, которые целесообразно решать именно в 5-9-х классах.

  1. Формирование у школьников адекватного представления о современной информационной реальности.
  2. Формирование у школьников понятий современных нравственных требований к использованию информации как овеществленному продукту деятельности человека и воспитание школьников в духе этих требований.
  3. Формирование у школьника алгоритмического, а также операционного мышления, т.е. умения принимать продуманное, взвешенное решение.
  4. Формирование у учащихся навыков сознательного и рационального использования компьютеров.
  5. Выработка представления о целях, задачах и методах информатики как науки.
  6. Обеспечение овладения учащимися основами знаний о некоторых алгоритмах, используемых человеком при обработке информации, демонстрация роли информационных технологий и вычислительной техники в развитии современного общества.
    Перечисленные цели невозможно достигнуть, если эти же цели не будут стоять перед каждым школьным предметом.

Возникновение интереса к информатике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от того, насколько умело будет построена учебная работа. Задания должны быть направлены на решение задач разными способами, на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения и т.д. Обычно задачи повышенной сложности исследовательского характера даются в конце урока. Благодаря своей оригинальности такие задачи сами по себе побуждают учащихся к размышлениям. Получив задание на уроке, учащиеся продолжают поиск решения задачи дома. На следующем уроке один из них объясняет решение задачи всему классу.

Метод проектов – один из продуктивных методов обучения информатике в школе.Технология проектного обучения характеризуется получением учащимися конкретного практического результата и его публичным представлением. Данный метод значительно укрепляет межпредметные связи, и информатика играет в этом главенствующую роль.

Изучение информатики подчеркивает важность сочетания кибернетических и педагогических идей в учебно-воспитательном процессе, которое не только изменяет место и умножает возможности учителя как управляющего органа в руководстве коллективом учащихся, но и существенно усиливает функции управления, роль диагностики качества и уровней усвоения, обратной связи в процессе обучения. Педагог в значительно большей мере акцентирует свое внимание на активизацию самостоятельной познавательной деятельности и формирование творческих возможностей учащихся.

Процесс обучения – важнейший педагогический процесс. В процессе  обученияпроисходит познание. Ученики в процессе обучения  расширяют  свой  кругозор,приобретают знания о природе,  обществе,  мышлении,  познают  окружающий  ихмир. В процессе обучения формируются практические и теоретические  умения  инавыки, умения и навыки самостоятельной работы.Достичь оптимального построения процесса обучения возможно лишь на основе такого управления  им,  которое  организуется  с  учетом  закономерностей  и принципов  обучения,  на  основе  применения  современных  форм  и   методов преподавания и учения, а также  на  основе  изучения  и  учета  особенностей внутренних и внешних условий данного класса, учеников и других факторов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., 1977 г.
  2. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики. – М.: Академия, 2001.
  3. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие [Текст] — Воронеж: ВГПУ, 2005.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. http://uchebilka.ru/informatika/155304/index.html
  2. http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-1551.html
  3. http://collegy.ucoz.ru/publ/31-1-0-15758

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Ольга Николаевна! Присоединяюсь к Вашему мнению, что у школьного курса информатики свои цели и задачи. Нам, заинтересованным лицам в развитии школьной информатики, необходимо активней совершенствовать методическую систему обучения информатике, в том числе разрабатывать учебно-методические материалы, отражающие современные тенденции…

О.А. Козлов

Уважаемая Ольга Николаевна! Необходимость изменения методики изучения информатики не вызывает сомнения. Рекомендую Вам обратиться к понятию «методическая система обучения» и предложить свою версию более детально. Успехов !

wpDiscuz