ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ SAKAI ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ SAKAI ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Касторнов Анатолий Федосеевич
кандидат педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Череповецкий
государственный университет»

Россия, г.Череповец
e-mail: a_kastornov@mail.ru

Касторнова Василина Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Череповецкий
государственный университет»

Россия, г.Череповец
e-mail: kastornova_vasya@mail.ru

В научно-методической литературе за последние годы можно найти такие понятия, как «среда обучения», «информационная среда», «информационная среда обучения», «образовательная среда», «информационно-образовательная среда». Все эти понятия относятся к разным аспектам среды, связанной с педагогикой и информатизацией образования. Рассмотрим данные понятия более подробно.

В Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации употребляется термин информационная среда. Под информационной средой авторы понимают «совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно, с разными целями и в разных смыслах».

Информационная среда является важным условием формирования культуры работы с информацией и способствует повышению качества обученности. Передача «суммы знаний» обучаемым в процессе обучения и обучение методам приобретения знаний – это умения, которые формирует информационная среда. Преимущественно

учебная информационная среда формируется преподавателем (он определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и т.д.); педагогическим коллективом учебного заведения (он определяет общие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.). Иинформационная среда вуза – это одна из сторон его деятельности, включающей в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающей оперативный доступ к информации и осуществляющей образовательные научные коммуникации.

В последнее время широкое распространение получил также термин информационно-образовательная среда. Под информационно-образовательной средой понимается системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

В то же время, под единой информационно-образовательной средой можно понимать основанную на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среду, обеспечивающую едиными технологическими средствами информационное обеспечение учащихся, педагогов, родителей, администрацию учебных заведений и общественность. Согласно последнему определению, подобная среда нацелена на информационную поддержку учебного процесса и управления учебным заведением, на информирование всех участников образовательного процесса о его ходе и результатах, а также о внеучебных мероприятиях.

Построение информационной образовательной среды может идти по разным направлениям: информатизация управленческой деятельности и использование новых информационных технологий в образовательном процессе. Цели ставятся различные: от простого повышения владения новыми информационными технологиями до формирования новых подходов к организации всей образовательной деятельности. На информационную образовательную среду необходимо смотреть как на систему, в которой структура и информационные потоки оптимизированы с точки зрения формирования новых подходов к организации всей образовательной деятельности.

Создание информационной образовательной среды позволяет объединить информационные ресурсы, организовать централизованный доступ к информационным ресурсам, реализовать полномасштабную и управляемую систему, построить отказоустойчивую систему передачи данных, реализовать мониторинг и управление образованием, организовать дистанционное обучение и повышение квалификации.

Создание информационно-образовательной среды учебного заведения может проходить с помощью разных технологий, одной из которых является система порталов. Всякий образовательный портал (ОП) должен быть инструментом реализации образовательных технологий, должен обеспечивать поддержку традиционных и дистанционных технологий обучения, механизмы открытого образования и другие перспективные образовательные технологии за счет соответствующего информационного, функционального и инструментального «наполнения».

Для построения образовательного портала существует множество программных платформ, одной из которых является система Sakai, Говоря о Sakai, принято использовать термин «Система поддержки обучения», который раскрывает широкий спектр возможностей этой программной платформы. Sakai, по замыслу авторов, больше всего ориентирован на поддержку дистанционного обучения, хотя ее можно успешно использовать и в формате традиционного очного обучения. Для любой формы обучения нужные программные продукты, которые должен поддерживать пользовательские учетные записи с разграничением прав доступа. Безусловно, Sakai полностью соответствует этому требованию. Для каждого пользователя создается отдельная учетная запись со своим рабочим пространством, в которое входят анкета пользователя, список его курсов, раздел персональных настроек и другие страницы. Помимо администратора системы, все пользователи изначально регистрируются с равными правами. Разграничение прав доступа осуществляется на уровне учебных курсов, поэтому система Sakai обладает еще одним качеством – ориентации на учебные курсы. Весь контент внутри Sakai представлен пользователям через отдельные курсы, актуальный набор которых индивидуален для каждого. Курсы, в зависимости от настроек системы, могут создавать либо все пользователи, либо только пользователь, использующий права администратора. Создатель курса (который имеет над ним полную власть) для каждого пользователя определяет статус: «преподаватель» (полный контроль), «помощник преподавателя» (частичный контроль) или «студент» (только просмотр и обмен файлами).

С одной стороны, такая система удобна пользователям (как учащимся, так и преподавателям) – они видят только актуальные для них курсы. С другой стороны, она позволяет создавать сложные механизмы взаимодействия пользователей в рамках различной деятельности. Это удобно и в случае коммерческих электронных курсов, когда предметом продажи является право участия в одном или нескольких курсах.

Что касается регистрации пользователей в системе, то здесь Sakai предоставляет различные возможности, начиная от регистрации каждого пользователя вручную администратором и заканчивая автоматической регистрацией всех желающих через web-форму.

Стоит отметить, что возможность тонкой настройки под конкретные потребности является отличительной чертой Sakai в целом. Благодаря особому типу развития системы (Community developed software) она содержит большое количество различных функциональных инструментов. В большинстве случаев есть выбор из нескольких инструментов, по-разному решающих одну и ту же задачу. – можно выбрать наиболее подходящий.

Следующим важнейшим свойством любой системы обучения является возможность загружать, редактировать и предоставлять пользователям учебные материалы. Это – простейшая и наиболее понятная для неподготовленного пользователя функциональность. В Sakai она реализована несколькими путями, среди которых есть простые и сложные.

Самый простой путь – загрузить уже готовый учебный материал (поддерживаются не только текстовые форматы, но и любой мультимедийный контент) в раздел «Ресурсы» курса или пользовательского профиля. Создать простой учебный текст можно и прямо внутри системы — в Sakai встроен WYSIWYG-редактор.

Для более сложных задач существует ряд так называемых Authoring Tools – инструментов, автоматизирующих создание учебных программ со сложной структурой и разнообразным содержанием. Поскольку Sakai поддерживает спецификацию SCORM, созданные однажды курсы могут быть затем использованы повторно целиком или частично в рамках других курсов. По этой же причине довольно простой задачей является перенос курсов или полная миграция с любой другой учебной платформы.

Важнейшим функционалом Sakai является автоматизация тестирования, выдачи и сбора готовых заданий. Синхронизированные с календарем инструменты внутри Sakai позволяют выдавать задания и принимать работы в определенные временные интервалы. То же относится и к тестовому инструменту. Последний предлагает различные виды тестирований, причем их можно создать, используя встроенный Аuthoring tool, импортировать или конвертировать из текстового документа.

Помимо всего прочего, система дистанционного обучения – это канал связи с пользователями. В Sakai можно связываться с участниками с помощью инструмента «Объявления», или делая нужную пометку в календаре. Преподавателям доступна связь со студентами их курсов, администрации – со всеми зарегистрированными пользователями. Не менее важно, что Sakai позволяет осуществлять централизованную e-mail рассылку, которая может быть адресована одному, группе или всем пользователям. Кроме того, с помощью сообщений через электронную почту преподаватель (а в некоторых случаях и студент) может информировать слушателей о своих действиях на сайте курса.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Касторнов А.Ф., Касторнова В.А. Образовательный портал как основа создания и функционирования информационно-образовательной среды учебного заведения. // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении: Материалы VВсероссийской научно-практической конференции (28 апреля 2014 г.) / под ред. М.И. Шутиковой. —  Череповец: ЧГУ, 2014. – с. 71-77.
  2. Касторнова В.А. Использование образовательного портала при создании и функционировании информационно-образовательной среды учебного заведения. // Сборник трудов VIII Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании, науке и производстве» / под. редакцией Ю.А. Романенко, Н.А. Анисинкиной, О.А. Солошенко, Е.С. Куракина — Протвино, Управление образования и науки Администрации г.Протвино, 23-27 июня 2014 г. — с. 3-4.
  3. Касторнов А.Ф., Касторнова В.А. Способы реализации информационно-коммуникационной образовательной среды учебного заведения. // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий: Материалы международной научно-практической конференции. / Научн. ред. А.Н. Тихонов: Общ. ред. С.У. Увайсов: Отв. ред. И.А. Иванов-М.: НИУ ВШЭ. 2014. – с. 66-68.
  4. Sakai: система дистанционного обучения. — http://lmsware.ru
Category: Условия развития современной информационной образовательной среды.

About А.Ф. Касторнов

Уроженец Орловской обл. (18 марта 1944). Закончил в 1962 году с серебряной медалью 31 школу г. Орла. С 1962 по 1967 годы учился на матфаке МГПИ им. В.И. Ленина, получил распределение в Череповецкий государственный пединститут на кафедру математики. В 1971 году был направлен в Центрально- Африканскую Республику учителем математики в лицеи страны. С 1967 по 1969 годы учился в аспирантуре НИИ СИМО АПН СССР в лаборатории прикладной математики под руководством С.И. Шварцбурда. Защитил кандидатскую диссертацию "Совершенствование методики решения задач с помощью схем и программ". С 1982 по 1985 годы являлся экспертом ЮНЕСКО и проработал в качестве преподавателя-консультанта в Кабульском педагогическом институте. В 1986 году возглавил руководство вновь образованной кафедры информатики, которой руководил 25 лет. За время работы кафедры осуществлял тесное сотрудничество с кафедрой дискретной математики и информатики МГПИ (и.о. зав. кафедрой Кузнецов Э.И.), благодаря которому в 1996 году была образована аспирантура по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (информатика). В рамках работы аспирантуры были защищены шесть кандидатских диссертаций, четыре из них в Диссертационном совете при матфаке МГПИ, и две - в ИИО РАО. В настоящий момент являюсь профессором кафедры математики и информатики Череповецкого государственного университета.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемые Анатолий Федосеевич и Василина Анатольевна! Информация, представленная Вами, на мой взгляд, вызывает особый интерес. Сейчас так много различных программных платформ в поддержку образовательного процесса в вузе. Вы, как я полагаю, используете Sakai. А какие. на Ваш взгляд, недостатки у Sakai?

admin

Уважаемые Анатолий Федосеевич и Василина Анатольевна! Подскажите, пожалуйста, работали ли вы в СДО Moodle? Если работали, то не могли бы выделить основные различия, которые говорят в пользу Sakai.
Анатолий Федосеевич, очень рада Вашему участию на нашей конференции, тем более, что с нашим вузом Вы знакомы со студенческих лет.
(С уважением, Нино Карловна)

wpDiscuz