ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Самылкина Надежда Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»
Россия, г.Москва e-mail: NSamylkina@yandex.ru

Одна из динамично развивающихся технологических отраслей — информационные технологии (ИТ). Отрасль занимается созданием, эксплуатацией и развитием информационных систем (ИС) в самых разных областях деятельности. Современные научные знания (открытия, изобретения, законы) и практический опыт, ставшие информационными ресурсами общества, можно эффективнее использовать за счет использования информационных технологий. Это позволяет существенно сэкономить на других видах ресурсов — финансовых, энергетических, людских и существенно ускорить по времени все процессы, в которых информационный обмен играет важную роль (бизнес-процессы, образовательные, внедрения изобретений в практику и пр.).

Исторически все этапы развития ИТ связаны с информационными революциями. Выделяя наиболее важные научные достижения ИТ-сфере можно остановиться на трех из них: увеличение аппаратной мощности компьютеров, создание коммуникационной инфраструктуры и создание модели организации больших объемов данных, как основы ИС.

Компьютер стал мощным инструментом работы с информацией, в середине 20 века с появлением технологии реализации электронных схем на одном кристалле, т.е. появились микросхемы. Микросхемы были предложены Джек Килби (Нобелевская премия 2000 года) и Робертом Нойсом.

Позже Эдгар Кодд заложил теоретические основы современных средств накопления и обработки реляционных баз данных, которые являются основой большей части современных информационных систем.

К концу 20 века Тимоти Ли, Робертом Кайо, Робертом Каном и Винтоном Серфом и возглавляемые ими коллективы предложили основные технологические решения для реализации обмена информацией между вычислительными устройствами. Распространение и доступность компьютерных телекоммуникационных сетей еще раз ускорило все информационные процессы.

Развиваясь, за счет новых высокотехнологичных решений, ИТ-отрасль оказывает при этом серьезное влияние на все остальные сферы деятельности человека. Все инновационные решения в других отраслях возникают при взаимодействии друг с другом и на стыке с ИТ. Развитие современных технологий во всех отраслях характеризуются:

  • ростом взаимосвязей между технологическими отраслями за счет телекоммуникационных решений (увеличение объема данных и решений по их обработке);
  • мобильность и дружественность цифровых решений (уменьшение размеров цифровых устройств и высокая концентрация возможностей в одном устройстве);
  • новые «умные» среды самого разного назначения (для работы, досуга, личного самоконтроля — браслеты, очки, кошельки и пр.).

Все навыки использования ИТ-решений, безусловно, будут востребованы в профессиональной деятельности. Наряду с самыми известными профессиями ИТ-отрасли — программиста и системного администратора — стали популярны и востребованы другие направления профессиональной деятельности.

Например: WEB-дизайнер, в сферу его деятельности входит проектирование логической структуры веб-страниц, для наиболее удобной подачи информации и художественное оформление веб-проектов. Как правило, в паре с ним работают программист и менеджер интернет-проектов (бывает, что в одном лице), которые разрабатывают сайт или мобильное приложение, менеджер взаимодействует с заказчиком и занимается развитием и продвижение конечного веб-продукта. Сейчас ни одна бизнес-структура не работает вне информационных систем (ИС), которые разрабатываются с учетом специфики деятельности компании. В зависимости от размеров компании в команду разработчиков необходимого для работы программного обеспечения (ПО) могут входить от одного до нескольких сотен специалистов. Прежде всего, это системный аналитик, который собирает информацию у всех участников производственного процесса, обрабатывает ее и досконально описывает функционал программного обеспечения. В общих чертах, системный аналитик отвечает за техническую постановку задачи разработки ПО. Дальше в основном работают программисты, в задачу которых входит создание и поддержка программного обеспечения, в том числе и в составе информационных систем, на современных языках программирования, а также «технические писатели», которые составляют техническую и пользовательскую документацию по разработанным программным продуктам.

В команде ИТ-специалистов также требуется тестировщик ПО и специалист по информационной безопасности. Всем этим сотрудникам, помимо знания языков программирования, сетевых средств, необходимы навыки командной работы.

В настоящее время Россия лидирует по разработке внедрению и поддержке программного обеспечения по самым разным отраслям деятельности. По темпам развития этого направления ИТ-отрасли Россия обгоняет многие технологически развитые страны в несколько раз.

Современные сетевые решения ориентированы на большие объем передаваемых данных и новые модели для их обработки, изменяется интерфейс современных информационных систем. Говорят о «человеко-машинном» интерфейсе, а также о нейроинтерфейсе, т.е. о возможности «управлять настроением, мыслью» на расстоянии. Технологии искусственного интеллекта являются основой целого ряда перспективных направлений развития ИТ-отрасли. Компьютеры оперируют смыслами естественных языков, робототехнические системы проникают во все сферы производственной деятельности, применяются методы «машинного обучения» — т.е. в процессе работы информационная система автоматически адаптируется. Разрабатываются квантовые и оптические компьютеры,  которые как предполагается существенно ускорят обработку больших объемов данных. Это только часть направлений ИТ-деятельности, в которых происходят изменения. По прогнозам специалистов появятся такие виды профессиональной деятельности, которые все более ориентированы на надпрофессиональные навыки: системный подход, умение работать в команде, инициативность, нацеленность на результат, креативность, умение работать в условиях быстро изменяющихся задач, а также мультиязычность и мультикультурность.

Сейчас в нашей стране заметен недостаток специалистов по правовому регулированию вопросов информационной сферы (сетевые юристы). В расширяющемся образовательном сегменте сети недостаточно специалистов по организации и модерированию электронных форумов, игровых и образовательных площадок, по коммуникации с конечными пользователями ИТ-продуктов, для продвижения новых продуктов и решений, а также  по проектированию решений, позволяющих работать, учиться и отдыхать в виртуальной реальности. В ближайшее десятилетие станут востребованы разработчики информационных систем, ориентированных на обработку предельно больших и плохо структурированных массивов данных (big data), это и разработка актуальных интерфейсов, баз данных и аналитических моделей их обработки . Эта деятельность возможно сильно пересекается с разработкой лингвистических систем семантического перевода, обработки текстовой информации и новые интерфейсы взаимодействия между человеком и компьютером на естественных языках.

Архитектор виртуальной реальности — уже не фантастическая профессия. Так или иначе, разрабатываются объемные многопользовательские игровые и тренировочные пространства, называемые виртуальной реальностью, — а значит нужно создавать общие правила для такого «мира», его законы, социальные отношения, возможные восприятия субъектов этого мира. Не исключено, что разработчики компьютерных игр и станут первыми архитекторами новой реальности.

Проектировщик нейроинтерфейсов необходим для создания интерфейсов  управления «умными» объектами вокруг нас с учетом психологии и физиологии человека. Знания психологии и медицины ему будут необходимы также как программистские навыки.

Определиться с выбором профессии не просто. Необходимую помощь в этом оказывают специалисты, сейчас они называются коучи (тренеры). В России система коучинга только развивается, поэтому круг обязанностей может сильно различаться, но в целом система похожа на консультации по профессиональному самоопределению. На основе пройденных тестов коучи помогают выбрать жизненную стратегию, в которой можно наилучшим образом самореализоваться.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. http://atlas100.ru/

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Надежда Николаевна! Совершенно справедливо Вы отмечаете необходимость организации качественной подготовки специалистов IT-сферы. Это, действительно, одна из задач профильного курса информатики. Ваши методические работы, безусловно, способствуют решению этой проблемы

wpDiscuz