ОТБОР СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ОТБОР СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Захаров Александр Сергеевич
кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВО Российский государственный
аграрный заочный университет
Россия, МО, г. Балашиха
e-mail:
st_zakh@inbox.ru

Одной из важнейших задач развития образования на современном этапе – это повышение его качества. Рост качества образования в настоящее время прямо связывается с применением средств информационных технологий. Огромные потенциальные возможности этих средств обучения дают все основания для успешной реализации задач обновления образования на их основе. Однако, несмотря на известные достижения в этой области, реализовать в полной мере дидактические возможности средств информационных технологий в обучении еще не удалось и есть немалые резервы совершенствования образовательного процесса на основе более эффективного их использования.

Анализ и оценка уже сегодня разработанных различных средств информационных технологий показывает, что применение многих из них, обладающих информационно-справочными, информационно-поисковыми, моделирующими, телекоммуникационными, демонстрационными, контролирующими, автоматизированно-обучающими возможностями, может способствовать достижению принципиально новых  образовательных результатов, соответствующих актуальным и перспективным образовательным потребностям личности, общества, государства. Использование средств информационных технологий позволяет формировать такие образовательные результаты, как познавательные потребности, аналитические способности, умения самопроверки, организационно-практические способности, исследовательские навыки, коммуникационные навыки, самостоятельность, любознательность, ориентацию в информационном пространстве и др., которые необходимы современному человеку.

Понятно, чтобы добиться успешного достижения обучаемыми новых образовательных результатов, отвечающих современным целям системы образования, необходимо предложить ряд мер по совершенствованию методики применения средств информационных технологий, в том числе проанализировать подходы к отбору средств информационных технологий и их применения в образовательном процессе, предложить наиболее оптимальный подход.

На наш взгляд, главным является следующее.

Во-первых, при определении необходимых средств информационных технологий важно определить потребности в них системы образования, обозначить целесообразность их использования. Как известно, потребности в средствах информационных технологий в общем виде можно опосредованно определить исходя из анализа дидактических возможностей этих средств (визуализация учебного материала, повышение интерактивности обучения, доступ к новым источникам знаний, оперативность контроля и т.д.), что и сделано во многих психолого-педагогических и методических работах. Более детальная картина складывается при обосновании необходимых типов средств информационных технологий по их методическим функциям. Не отрицая важности учета дидактических возможностей и методических функций средств информационных технологий, считаем необходимым подчеркнуть, что отбор программных средств должен осуществляться не столько из возможностей их реализации, а из потребностей современного образования. При этом определение набора средств информационных технологий должно быть соотнесено с видами деятельности, которые они инициируют, и достижением планируемых образовательных результатов, адекватных современным требованиям к подготовке будущего специалиста.

Во-вторых, выделение приоритетных средств информационных технологий осуществляется в ходе выполнения ряда этапов. Сначала на основе анализа планируемых образовательных результатов, зафиксированных в требованиях государственного образовательного стандарта, необходимо определить виды деятельности, направленные на формирование этих результатов. Затем  выявляют возможные «пробелы», не позволяющие в полной мере реализовать данные виды деятельности. На следующем этапе анализируются дидактические возможности и функционал имеющихся средств информационных технологий с точки зрения восполнения выявленных пробелов. В результате осуществляется подбор средств информационных технологий, создающих наилучшие условия осуществления выделенных видов деятельности. И, наконец, важным этапом является определение методов обучения, в которых дидактические возможности средств информационных технологий реализуются наиболее эффективно.

Только в этом случае средства информационных технологий смогут проявить свои специфические дидактические свойства и тем самым принципиально (по целевому и результативному основанию) преобразовать образовательную деятельность, в которую они включаются.

Так, в принимаемом нами подходе отбора необходимых средств информационных технологий особую роль играет выстраивание логической цепочки: современные цели образования – образовательные результаты – виды деятельности – адекватные им средства информационных технологий, создающие гибкую, мобильную образовательную среду.

В целом, такой подход позволит создать системный и, главное, функционально полный перечень средств информационных технологий, обеспечивающих освоение важнейших видов деятельности и соответственно достижение планируемых образовательных результатов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Захаров А.С. Организация современной информационной образовательной среды как необходимое условие реализации требований ФГОС // Информатика и образование, 2014. — №5. – С.23-27.
  2. Захарова Т.Б., Захаров А.С. Подготовка педагогов к созданию и развитию современной информационной образовательной среды. // М: Информатика и образование, 2012. — №5. – С.85-89.
  3. Захаров А.С. Возможности современной информационной образовательной среды. // Сборник научных трудов «Совершенствование подготовки по математике и информатике в школе и вузе» — М.: МПГУ, 2013. – С.180-182.
  4. Захарова Т.Б. Развитие ИКТ-компетентности педагога как необходимое условие повышения качества образовательного процесса завтра // Информатика и образование, 2015. — №8. – С.7-9.
  5. Захаров А.С. Развитие информационной образовательной среды. / Сборник материалов II Международной научной конференции «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе», 2-4 октября 2014 г., ФГБОУ ВО МПГУ // Под ред.А.Л.Семенова, Л.И.Боженковой — М.: ФГБОУ ВО МПГУ, 2014. – С.428-431.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемые коллеги! Конечно, сегодня предлагается немало подходов к экспертной оценке ЭОР, их реализации в образовательном процессе. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что новая информационная образовательная среда, построенная на базе современных информационных технологий, обладает огромным потенциалом в повышении качества образования. Здесь предлагается общая схема отбора средств информационных технологий с точки зрения достижения требований ФГОС

Р.М. Магомедов

Уважаемый Александр Сергеевич! Мне кажется в предлагаемой Вами логической цепочке …современные цели образования – образовательные результаты – виды деятельности – адекватные им средства информационных технологий, создающие гибкую, мобильную образовательную среду…
не хватает компонент — организационные формы… Более подробно смотрите статью «Магомедов Р.М. Повышение качества образования через достижение новых образовательных результатов».

Т.Б. Захарова

Конечно, Рамазан Магомедович, организационные формы обучения и средства информационных технологий связаны через организацию различных видов учебной деятельности (на уровне того, в какой форме будет происходить взаимодействие обучающего и обучающегося и с помощью каких средств). При этом считаем, что включение компонента «организационные формы» это проявление субъективизма (учет собственных методических позиций учителя и пр.). В данном случае Вы предлагаете более детально конкретизировать вышеописанную логическую цепочку отбора средств ИТ на уровне конкретного преподавателя, а мы отражали структуру, общую для всех. Безусловно, благодарим за предложение, будем думать

wpDiscuz