ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ НОВОГО ТИПА

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ НОВОГО ТИПА

Захарова Татьяна Борисовна
доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»
Россия, г.Москва e-mail:
t_zakh@mail.ru

Захаров Александр Сергеевич
кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВО Российский государственный
аграрный заочный университет
Россия, МО, г. Балашиха
e-mail:
st_zakh@inbox.ru

Анализируя накопленный опыт организации методической подготовки учителей информатики, важно отметить, что уже немало сделано в этом плане как для подготовки будущих учителей информатики в педагогических вузах, так и для совершенствования методической подготовки действующих учителей информатики в системе дополнительного профессионального образования, а также для поддержки их самообразования.

Необходимость пересмотра содержания и организации методической подготовки учителей информатики в настоящее время обусловлена рядом факторов, среди которых важнейшим является введение новых нормативных правовых актов, государственных программ развития образования (Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов (как общего, так и профессионального образования), профессионального стандарта «Педагог», Федеральной целевой программы развития российского образования на 2016-2020 гг. и др.). Сейчас реализуются новые приоритеты в системе образования относительно повышения его качества, что предъявляет новые требования к педагогическим работникам, во многом меняются функции и содержание их деятельности.

Так, например, сейчас тематическое планирование выстраивается по принципиально другой схеме в сравнении с тем, как это делалось до введения ФГОС ОО. Раньше проектирование образовательного процесса осуществлялось по схеме: от определенного содержания обучения (обязательного предметного содержания, рекомендованного Минобрнауки России)  к получаемым результатам обучения (знаниям, умениям и навыкам), но, как показывает практика, при такой постановке могут достигаться по перечню и качеству разные образовательные результаты, в частности, не гарантируется обеспечение заданных требований ФГОС ОО. Теперь предполагается достаточно серьезная работа по составлению тематического плана (по схеме «от планируемых образовательных результатов к содержанию обучения»), кратко которую можно описать так:

  • анализ требований к результатам освоения ООП, заданных ФГОС ОО;
  • выделение из ФГОС ОО требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам, формируемых в процессе обучения данному учебному предмету;
  • уточнение планируемых образовательных результатов с учетом методических позиций учителя в конкретных условиях организации образовательного процесса;
  • описание видов учебной деятельности, соответствующих каждому планируемому образовательному результату;
  • определение основных дидактических единиц содержания обучения под каждый вид учебной деятельности (выделение узловых компонентов содержания обучения в виде перечня изучаемых идей, теорий, законов, закономерностей, понятий, классификаций объектов или явлений, способов познавательной деятельности, а также их проявлений и возможностей использования в различных ситуациях);
  • обоснованное выстраивание последовательности представления учебной информации (с учетом основополагающих идей построения данного школьного курса, на основе отражения «сквозных» содержательных линий) — объединение определенных дидактических единиц содержания обучения в конкретные темы, разделы.

Разработанный таким образом тематический план, действительно, ориентирован на реализацию требований ФГОС ОО.

Как видно, такая работа (изменение подхода к проектированию образовательного процесса) требует серьезной методической подготовки учителя.

Кроме того, предъявляются и новые требования к деятельности учителя по организации образовательного процесса, применению инновационных методов и форм обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их образовательных потребностей, возможностей. В условиях реализации ФГОС ОО от учителя требуется творческий подход к выполнению своих профессиональных функций с ориентацией на максимальное развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности обучающихся и получение ими соответственно принципиально новых по своей сути образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных).

Деятельность учителя информатики при этом усложняется как за счет изменения требований к образовательным результатам, так и в связи с пересмотром содержания информатики как учебной дисциплины (необходимости реализации в полной мере общеобразовательного потенциала информатики, усиления фундаментальности образования), которое во многом обусловлено бурным развитием информатики как науки, появлением перспективных средств информационных технологий, которые рассматриваются в курсе информатики не только как средства обучения, но и как объекты изучения.

Понятно, что учителей информатики нужно готовить к инновационной деятельности по реализации требований ФГОС ОО, креативному решению возникающих проблем, в том числе необходимо формировать у них способность разработки своей учебно-методической документации по эффективному введению ФГОС ОО в их образовательной организации.

Так, в частности, в организации методической подготовки учителей информатики нового поколения важно:

  • познакомить учителей информатики с новой идеологией построения современного общего образования;
  • сформировать представления об основных педагогических условиях реализации ФГОС ОО (рассмотреть требования к школьному учителю нового типа, к современной информационной образовательной среде и др.);
  • познакомить с новыми требованиями к результатам обучения информатике в общеобразовательной школе (перечнем требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам) согласно требованиям ФГОС ОО, в том числе с возможностями школьного курса информатики в выполнении Программы формирования и развития УУД (методикой развития УУД в процессе обучения информатике в общеобразовательной школе);
  • сформировать готовность учителя к проектированию и организации образовательного процесса по информатике в общеобразовательной школе в условиях новых требований к качеству общего образования, в том числе к самостоятельной разработке рабочей программы по информатике в соответствии с требованиями ФГОС ОО с учетом собственных методических позиций и возможностей их реализации в конкретном образовательном учреждении, способностей определенного контингента обучающихся и др.

Именно эти основные задачи и положены в основу ряда рабочих программ, реализуемых кафедрой теории и методики обучения информатике МПГУ методическую подготовку будущих учителей информатики нового типа.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Захарова Т.Б., Захаров А.С. Роль и место дисциплины «Методика обучения информатике» в подготовке будущего учителя информатики // Преподаватель XXI века (ИФ РИНЦ 0,047), 2015. — №4.
  2. Захарова Т.Б., Захаров А.С. Основные направления повышения квалификации школьных учителей в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. // Стандарты и мониторинг в образовании (ИФ РИНЦ 0,181). 2012. №4 – С.3-10.
  3. Захарова Т.Б., Захаров А.С. Развитие профессиональной компетентности учителя информатики с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. // Педагогическая академия, 2012. — №2.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Л.В. Вяткина

Татьяна Борисовна, очень актуальная проблема. Деятельность учителя информатики на уроке многогранна, наверное это один из немногих школьных предметов, где НЕОБХОДИМО ориентироваться в потоке информации, быть универсальным практиком, чтобы «оказать неотложную» помощь в применении знаний и умений, необходимых для применения на других школьных предметах. Целеесообразность применения компьютерных технологий в разных жизненных ситуациях. УУД — конечный результат обучения. Формирнование УУД — это мотивация к поиску решения поставленных целей. Один из путей решения — организация такой конференции. Возможность увидеть разные точки зрения.

Н.Е. Воробьева

Уважаемые Татьяна Борисовна и Александр Сергеевич! Проблема, поднятая Вами, действительно актуальна и требует особого внимания. Согласна с Вами, что учителей информатики нужно готовить к инновационной деятельности по реализации требований ФГОС ОО, креативному решению возникающих проблем. В статье Вы отмечаете очень важные задачи в организации методической подготовки учителей информатики нового поколения.

Лидия Николаевна Чиркова

Уважаемые коллеги! Необходимо отметить и тот факт, что учителя информатики в общеобразовательных учреждениях помимо ведения уроков информатики по сути выполняют роль системных администраторов, являются «метод-проводниками» внедрения информационных технологий в работу учителей предметников. однако учителей информатики как таковых в большинстве педагогических институтов не готовят, а выпускают учителей математики или физики с дополнительным профилем (информатика) , причем в учебном плане подготовки учителей с двойным профилем большую часть занимает математика, а информатике отводится роль падчерицы (от 10 до 20% учебного времени в лучшем случае.) По-моему назрела необходимость готовить учителей информатики + системных администраторов образовательных учреждений и для них написать отдельный стандарт

Е.А. Лозбичева

Лидия Николаевна!Присоединяюсь к вашему мнению! Но мы, учителя информатики, все равно впереди планеты всей!

wpDiscuz