РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Захарова Татьяна Борисовна
доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»
Россия, г.Москва e-mail: t_zakh@mail.ru

В условиях развития информационного общества, постоянного роста использования информационных технологий, существенного изменения характера и видов профессиональной деятельности на основе применения средств информационных технологий все большее значение приобретает уровень сформированности образовательных результатов по информатике. При этом происходящие в обществе изменения предъявляют всё новые требования к каждому человеку, что обуславливает необходимость реализации новой идеологии построения современного общего образования, в частности пересмотра методической системы обучения информатике в школе.

Очевидно, что совершенствование школьной информатики на современном этапе связано с развитием информатики как фундаментальной отрасли научного знания, а также появлением новых педагогических идей (в связи с изменениями во взглядах на систему общего образования в современных условиях, введением Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, изменением приоритетов с ориентацией не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на развитие личностных и метапредметных образовательных результатов).

Так, с одной стороны, к настоящему времени коренным образом переосмыслены роль и место информатики в системе научных дисциплин. Информатика современными учеными рассматривается как фундаментальная наука, изучающая закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методы и средства их автоматизации.

С другой стороны, анализ современных целей общего образования, условий достижения новых образовательных результатов показывает, что одним из наиболее важных характеристик развития системы общего образования является усиление фундаментальности, системности, полноты содержания общего образования. При этом следует заметить, что важнейшим и признанным в мире достоинством отечественного школьного образования всегда являлась фундаментальность, системность и полнота. Любая специальная подготовка строилась на базе широкой общей, а овладению практическими навыками и умениями предшествовало глубокое изучение теоретических основ. Однако, сейчас требование фундаментальности, системности, полноты содержания общего образования особенно актуализировано, поскольку сфера человеческой деятельности в технологическом плане в настоящее время очень быстро меняется, на смену существующим технологиям достаточно быстро приходят новые, которые специалисту вновь приходится осваивать, и в этих условиях, несомненно, велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе и с использованием современных информационных средств.

Идеи переноса центра тяжести в содержании курса информатики с освоения конкретных средств информационных технологий на  фундаментальные общеобразовательные основы этой отрасли научного знания сейчас уже осознаются широким кругом методистов, преподавателей и авторов учебных пособий. Однако единство, интеграция теоретических основ информатики и средств информационных технологий еще не стали пока сущностной характеристикой этого предмета.  По-прежнему фундаментальные идеи информатики и практика использования средств информационных технологий во многом не связаны между собой, изучаются изолированно друг от друга. От осознания этой идеи до ее реализации в практике обучения  немалый путь, который еще предстоит пройти.

Сегодня предлагается научно-обоснованный подход построения содержания полноценного школьного курса информатики, который отвечает принципам фундаментальности, системности, полноты школьного образования по информатике, на основе идеи раскрытия условий перехода от естественных информационных процессов к искусственным, созданным человеком информационным технологиям («от ИП к ИТ»), суть которой рассмотрена в работах А.А.Кузнецова и др. Реализация этой идеи «от ИП к ИТ» курса информатики позволяет решить многие общеобразовательные задачи, в том числе те, которые связаны с мировоззрением и прочими задачами. Построенный на этой мировоззренческой идее курс обеспечит социализацию школьников, т.е. подготовку их к жизни в будущем обществе. И уже сегодня отражение такого взгляда получает поддержку у многих специалистов в области методики обучения информатике.

В целом, можно сказать, что при изучении современного школьного курса информатики, отвечающего требованиям фундаментальности, системности и полноты, формируются важнейшие предметные образовательные результаты, значимые при освоении области действительности, связанной с информационными процессами. Многие из них на самом деле выходят за рамки предмета и переходят в ранг метапредметных. Сформированные при изучении информатики умения определяются как надпредметные (общеучебные), они широко используются при освоении знаний и способов деятельности различных предметных областей, при решении многих задач из разных областей знания, т.е. изучение информатики рассматривается во многом как освоение универсальных способов деятельности. При этом полученные результаты при изучении информатики существенно важны для формирования ценностных отношений и их следует рассматривать как значимые компоненты личностных образовательных результатов, которые реально воплощаются в мировоззрение, обеспечивают социализацию школьников. Несомненно, изучение информатики способствует расширению сферы научных представлений учащихся об окружающей действительности. У них формируется понимание важности способов информационной деятельности для успешного продолжения образования, в будущей профессиональной деятельности. Так, в курсе информатики заложен значительный потенциал для формирования ценностных ориентаций, потребностей, запросов, которые определяют положительные мотивы учебной деятельности. Очевидно, что изучение информатики способствует развитию мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности, обеспечивает достижение важнейших новых образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных), соответствующих актуальным и перспективным образовательным потребностям личности, общества, государства.

Ясно, что для эффективной реализации современного взгляда на школьную информатику необходимо разработать соответствующие учебно-методические материалы. Можно сказать, что предстоит еще немалая работа по совершенствованию методики обучения информатике в школе, но есть все предпосылки, что многие проблемы будут решены успешно и школьная информатика будет занимать достойное место в системе общего образования, учитывая ее огромный общеобразовательный потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Захарова Т.Б., Захаров А.С. Информатика как обязательный учебный предмет в системе общего образования // Наука и школа, 2015. — №5. – С.101-108.
  2. Кузнецов А.А., Захарова Т.Б. Школьная информатика: вчера, сегодня, завтра // Информатика и образование, 2014. — №10. – С.3-6.
  3. Кузнецов А.А., Захарова Т.Б., Захаров А.С. Общая методика обучения информатике. 1 часть. – М.: МПГУ, 2014. – 300 с.
  4. Кузнецов А.А., Захарова Т.Б. Состояние и перспективы школьной информатики. / Сборник материалов II Международной научной конференции «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе», 2-4 октября 2014 г., ФГБОУ ВО МПГУ // Под ред.А.Л.Семенова, Л.И.Боженковой — М.: ФГБОУ ВО МПГУ, 2014. – С.461-466.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
А.В. Горячев

Уважаемая Татьяна Борисовна, часто употребляется термин «информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)», как Вы полагаете, может ли курс информатики через некоторое время пополниться некоторыми терминами и положениями теории коммуникации, чтобы можно было касаться вопросов повышение эффективности коммуникации благодаря использованию ИКТ?
Спасибо.

Е.Ю. Белова

Уважаемая Татьяна Борисовна! В Вашей статье, Вы, очень хорошо определяете место информатики в системе научных дисциплин и подчеркиваете важность школьного курса информатики.

Л.В. Вяткина
Уважаемая Татьяна Борисовна, спасибо за обобщение состояния данной проблемы. Современная школьная инфосреда, некогда начинающаяся с фундаментальных предметов «чтение», «письмо», «математика», — от утверждения «математика — язык, на котором написана книга природы» переходит к утверждению о том, что «информатика становится латынью современной науки». Введение информатики как учебного предмета со 2 класса (по ФГОС), почему-то не находит сквозного продолжения в БУПе. Продолжение обучения возможно с 7 кл, жаль 5 и 6 класс. Как правило, здесь в учебный план включают в большей степени внеурочную деятельность через кружки и факультативы по русскому языку и математике. По этим дисциплинам сокращается число часов, компенсируем внеурочной деятельностью,… Read more »
Н.Е. Воробьева

Уважаемая Татьяна Борисовна! Спасибо за статью. Вы совершенно правы, что нужно проделать ещё огромную работу по совершенствованию методики обучения информатике в школе. Полностью согласна с Вами, что в курсе информатики заложен значительный потенциал для формирования ценностных ориентаций, потребностей, запросов, которые определяют положительные мотивы учебной деятельности.

wpDiscuz